MeowKiss Мэнкс Евгений петросян доброе слово и кошке приятно торрент

Евгений петросян доброе слово и кошке приятно торрент

доброе слово и кошке приятно

Русско-английский фразеологический словарь . 2014 .

Look at other dictionaries:

Петросян Евгений Ваганович — Петросянц (р. 1945), артист эстрады, народный артист РСФСР (1991). На сцене с 1962. Конферанс, сатирические монологи на тексты А. И. Хайта, М. Н. Задорнова и др. Спектакли: «Монологи» (1975), «Доброе слово и кошке приятно» (1981), «Инвентаризация … Энциклопедический словарь

Петросян, Евгений Ваганович — У этого термина существуют и другие значения, см. Петросян. Евгений Ваганович Петросян Фот … Википедия

Кошка, Пётр Маркович — Пётр Маркович Кошка Бюст матроса Кошки, севастопольский Музей истории Черноморского флота России Дата рождения … Википедия

доброта — ▲ склонность личности ↑ вызывать (что), добро доброта стремление делать добро другим. золотое [доброе] сердце у кого. от доброго сердца. добряк. добрый (# малый). добрая [золотая] душа <у кого>. человек доброй [добрейшей] души. ангел… … Идеографический словарь русского языка

ПЕТРОСЯН Евгений Ваганович — ПЕТРОСЯН (Петросянц) Евгений Ваганович (р. 1945) артист эстрады, народный артист России (1991). На сцене с 1962. Конферанс, сатирические монологи на тексты А. Хайта, М. Задорнова и др. Спектакли Монологи (1975), Доброе слово и кошке приятно… … Большой Энциклопедический словарь

ПЕТРОСЯН — 1. ПЕТРОСЯН (Петросянц) Евгений Ваганович (род. 1945), артист эстрады, народный артист Российской Федерации (1991). На сцене с 1962. Конферанс, сатирические монологи. Спектакли: Монологи (1975), Доброе слово и кошке приятно (1981), Инвентаризация … Русская история

Хайт, Аркадий Иосифович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хайт. Аркадий Хайт сатирик, писатель, сценарист Дата рождения: 25 декабря 1938(1938 12 25) … Википедия

Евгений Ваганович Петросян — Евгений Ваганович Петросянц Имя при рождении: Евгений Ваганович Петросянц Дата рождения: 16 сентября … Википедия

Евгений Петросян — Евгений Ваганович Петросян Евгений Ваганович Петросянц Имя при рождении: Евгений Ваганович Петросянц Дата рождения: 16 сентября … Википедия

Петросян, Евгений — Евгений Ваганович Петросян Евгений Ваганович Петросянц Имя при рождении: Евгений Ваганович Петросянц Дата рождения: 16 сентября … Википедия

Петросян Е. — Евгений Ваганович Петросян Евгений Ваганович Петросянц Имя при рождении: Евгений Ваганович Петросянц Дата рождения: 16 сентября … Википедия

Четыре жены Евгения Петросяна Евгений Петросян

Четыре жены Евгения Петросяна

Евгения Петросяна народ любит. Его «Кривое зеркало», по статистике, смотрит каждый третий россиянин; на концертах — аншлаги, хохот, аплодисменты. И кажется, что все и всегда у этого разбитного шутника получалось легко. Тем более что сам он личную жизнь хранит за семью печатями. А между тем настоящее семейное счастье Петросян обрел только с четвертой женой. Как он шел к этому счастью, мы рассказываем в сегодняшнем выпуске.

Первая жена — сестра балерины

Брак с первой женой был скоропалительным. В 60-е годы Петросян приехал в Москву из Баку. Он с 12 лет мечтал стать актером. Выступал в Домах культуры как конферансье, впитал светские манеры людей искусства, отличался артистизмом и обходительностью. Что его и подвело — на экзамене во МХАТе Жене сказали: вы сложившийся артист, а нам нужен сырой материал. Так Петросян оказался во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ). Студенты поражались его феноменальной памяти: прочитав лист текста, он воспроизводил его наизусть.

Евгений сразу начал подрабатывать конферансье на концертах. И на одном из приемов его познакомили с симпатичной девушкой из знатной семьи — сестрой знаменитой балерины Кригер.

Она влюбилась в элегантного молодого человека, умеющего красиво говорить и делать комплименты. Они расписались. У супругов родилась дочь, которую назвали в честь балерины Викториной. Говорят, на этом настоял Петросян, который с большой гордостью рассказывал всем о роде Кригер. Он нежно заботился о дочери, но. вскоре молодой отец уже снова страстно влюбился.

Вторая жена — дочь певца Козловского

О том, что второй женой Петросяна стала дочь прославленного оперного певца Козловского, мы узнали у Сергея Дитятева, известного в 70-х годах конферансье.

— А вы думаете: если Петросян, то обязательно клоун! А он на самом деле очень образованный, умный человек, — поделился Дитятев.

«Козловская отличалась красотой. Вела у нас эстрадные концерты. Женя Петросян выступал в качестве конферансье с монологами, шутками, а Анна — только объявляла номера, — рассказала «КП» знаменитая в прошлом певица Нина Дорда (кстати, она стала прототипом героини, которую сыграла Орбакайте в сериале «Московская сага»). Правда, с дочерью Козловского Анной они прожили вместе недолго — год или два. — Не знаю, удастся ли вам отыскать Анну, она ведь уезжала за границу. »

Мы Анну Ивановну Козловскую нашли. Она сегодня живет в центре Москвы в квартире отца вдвоем с помощницей, хворает. Ей 68 лет.

— Да, я была замужем за Петросяном, — сказала нам Анна Ивановна. — Я старше Жени на семь лет. С детства мечтала выступать на сцене, но папа меня отговаривал, и я окончила филологический. Но потом тяга к сцене взяла верх, поступила в ВТМЭИ, Женя был моим однокурсником. Мы вместе слушали лекции Рины Зеленой, известного конферансье Алексеева. И так много времени проводили с Женей, что не заметили, как влюбились. Я стала его второй женой. Но думаю, что первый его брак был компромиссом.

Мы с Женей выступали вместе с первым спектаклем студии «В жизни раз бывает 18 лет», ездили по стране, имели успех.

— А ваш знаменитый отец не был против этого брака?

— Женя производил приятное впечатление (его папа — профессор математики), благородный и талантливый. Мне с ним было очень интересно, он умел изысканно ухаживать. Мы увлекались творчеством. Ходили в ресторан на Останкинской башне — оттуда виден город как на ладони. Ничего плохого о нем не могу сказать, порядочный человек. Потом я начала писать, увлеклась прозой, меня приняли в Союз писателей. Однажды познакомилась с греком Костасом Варналисом и влюбилась. Женя очень страдал, но я ничего не могла с собой поделать. Это моя непростительная вина перед Женей. Папа считал, что его дочки должны быть ангелами и всю жизнь прожить с одним мужем, но я сд

елала по-своему. По моей инициативе наш брак с Петросяном распался. Я с новым мужем уехала в Грецию. Недавно вернулась на Родину, за судьбой Жени Петросяна не следила. Мы с ним не поддерживаем отношений.

— А ваш отец помогал в карьере Петросяну?

— Нет, Женя не пользовался родственными связями. Многие даже не знали, что он зять Козловского. И к Леониду Утесову попал не с помощью связей. Мэтр увидел его на концерте, сам предложил стать его конферансье.

Рассказывают, Утесов ценил остроумие Петросяна. Однажды на концерте из зала нетрезвый мужчина выкрикнул каверзный вопрос: мол, где сейчас Хрущев (которого только свергли). Евгений нашелся: «Закусывать надо!» В следующий раз на скользкий вопрос такой же фразой отделался сам Утесов. За кулисами ему сказали: «Вы цитируете Петросяна!» У Леонида Осиповича Петросян проработал пять лет, а заменил его Геннадий Хазанов. которому достался пиджак Петросяна, в нем он и женился.

Третья жена — искусствовед

— Третьей женой у Петросяна была искусствовед из Ленинграда, интеллигентная, прелестная женщина, — рассказала КП» Нина Дорда. — Такая петербургская дама, аристократка. Рассказывают, одно время Людмила вместе с мужем выступала на сцене. Вроде бы ее раздражала загруженность Петросяна.

Евгений Ваганович всегда мечтал открыть свой театр, и вот в 1979 году он создал Театр эстрадных миниатюр и объявил кастинг артистов. На пробы пришла Елена Степаненко. выпускница ГИТИСа.

Четвертая жена — актриса

Родом Степаненко из поселка Ангарского Волгоградской области (ее мама — парикмахер, папа работал поваром в ресторане, затем — рабочим на химзаводе). С детства мечтала о большой сцене. Студенткой ГИТИСа часто ходила в «Россию» на концерты Петросяна. Думала, какой интересный артист, вот бы с ним познакомиться. В те годы она была очень худенькой, с тонкой осиной талией, носила 42-й размер одежды. Эстрадный драматург Аркадий Хайт. посмотрев на Елену, пошутил: «А где у нее еда проходит?»

Первый музыкальный спектакль «Доброе слово и кошке приятно» (его поставил Петросян), в котором он играл со Степаненко, вызвал ажиотаж в театральной Москве. На премьеру пришли даже пара Миронова — Менакер.

Спустя несколько лет Петросян и Степаненко отправились на гастроли в Семипалатинск, где и начался их служебный роман.

«Нас как-то одновременно потянуло друг к другу. Там, на полигоне, проводились ядерные испытания, вот и у нас рванула бомба любви», — вспоминала потом Степаненко.

Вернувшись в Москву, король эстрады принял решение развестись с третьей женой. Елена Григорьевна после свадьбы переселилась в квартиру мужа на Арбате.

— Однажды мы с Евгением Вагановичем разговорились, и он заметил, что четыре раза был женат, и только четвертый брак удачный. Последняя жена — то, что надо, — рассказал нам человек из окружения юмориста. Елена всегда жизнерадостна, необыкновенно вкусно готовит. Коллеги шутят, мол, своим кулинарным искусством и нашла путь к его сердцу. Муж лишь по праздникам может сделать два своих коронных блюда — яичницу и баклажанную икру.

По словам Петросяна, за 15 лет супружеской жизни со Степаненко ни разу серьезно не повздорили. А общее дело еще больше скрепило их брак.

По слухам, верховодит в их семье Елена, а Ваганыч (так называют народного артиста коллеги) всегда ей уступает.

Летом они совмещают отдых и работу. В прошлом году жили в президентс

ком люксе за 40 тысяч рублей в сутки в элитном санатории Сочи.

Не так давно Степаненко села на диету. Вообще-то, как говорят, Петросяну нравятся женщины в теле, с формами. И, возможно, потому в начале супружеской жизни Елена Григорьевна позволила себе не следить за фигурой. Но потом сильно прибавила в весе и пошла на решительные меры.

В специальном санатории в Баварии она голодала по старинной 150-летней системе под надзором врачей. Как сказал Жванецкий, лечившийся в том санатории, чтобы жить, можно гораздо меньше есть.

СЛУХИ ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ

В театральных коллективах любят посплетничать. Особенно о руководителях. Вот и Петросяна не миновала участь сия. Молва приписывает ему увлечение красавицей блондинкой Анжеликой (сценический псевдоним Галины Глушковой). Поводом для слухов стало то, что Анжелике уделяется больше внимания, а график работы у нее не самый напряженный. Впрочем, симпатичным женщинам трудно не вызывать зависть коллег, возможно, отсюда и все разговоры. По крайней мере Елена Степаненко не придает этим разговорам значения.

Мало кто знает, что вообще-то настоящая фамилия Евгения Вагановича (по паспорту) — Петросянц (с «ц» на конце), но комик считает, что на его родине в Азербайджане последнюю букву не произносят, и он решил представляться зрителям «без ц». Правда, в начале своей карьеры именовался Петровым и как Петров пробовался на роль Шурика в фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

С дочерью Петросян не разговаривал 10 лет

У главного комика страны одна дочь — Викторина. С детства она сопровождала папу на его концертах и даже выходила с ним на сцену.

Подумывала стать актрисой, но в итоге пошла учиться на искусствоведа. Долгие годы они были очень дружны с отцом. Возможно, так совпало, но с появлением Степаненко, как говорят, отношения разладились. Когда 16 лет назад Викторина решила эмигрировать в США, Евгений Ваганович не хотел отпускать дочь. А когда та настояла на своем, прекратил всякое общение.

— Они не разговаривали лет десять. У Викторины в США родился сначала один сын, потом второй, но Петросян их долгое время не видел, никто ни к кому не приезжал, — рассказывает его знакомый.

— Это была большая драма, которая держалась в тайне. Мы старались не напоминать Жене о дочке, чтобы не бередить рану. И только несколько лет назад они помирились, он увидел внуков.

Как рассказывают, Елена Степаненко не слишком привечает это общение. Возможно, поэтому, когда летом американка приезжала в Москву, она останавливалась в гостинице, а с отцом только куда-то ездила.

— В те годы многие хотели уехать за границу, — говорит Нина Дорда. — Мне рассказывали, что дочка Петросяна побывала в Америке, где познакомилась с арабом. Вышла за него замуж и осталась жить в Нью-Йорке. Потом вышла второй раз замуж.

— Да, я постоянно живу в Америке, у меня свой бизнес, — сообщила нам дочь юмориста, которой мы дозвонились в США. Викторина занимается производством эксклюзивных игрушек из стекла (выдуваются они вручную) по рисункам знаменитого художника Льва Бакста.

Как оказалось, Викторина открыла свою студию Mark Andreas Collection, названную по именам ее сыновей, Марка и Андреаса. Недавно ее изделия по 100 долларов за штуку стали продаваться и в бутиках Москвы. А вот о своей личной жизни Викторина рассказывать не захотела — сказала, что для этого ей нужно разрешение пап

Скажи что думаешь.

Евгений Петросян — это огромная глава в книге искусства Ариана 2015-10-05 08:29:41

Каждый имеет право на свою личную жизнь. Для меня самое главное — это творчество артиста. А Евгений Петросян — это огромная глава в книге искусства. Не зря уже все билеты на концерт к 70-летию давно распроданы) Всё-таки такие люди всегда будут вызывать живой интерес и уважение. 53 года на сцене — это не шутка, 53 года популярности, причём не затихающей — это значит артисту всегда есть что сказать. Я очень люблю творчество Петросяна и с удовольствием пойду на концерт и в этот раз.

О моём отношении к Евгению Петросяну Елена Юрьевна 2015-10-25 11:21:54

Я открыла компьютер, потому что очень беспокоилась, что Евгений Ваганович будет отмечать свой юбилей заранее- это очень плохая примета. Но он всё сделал правильно и рада поздравить его и его обожаемую Леночку Степаненко с этим большим праздником. Эта пара очень хорошо сочетается, чувствуется полная гармония и взаимопоминание. Можно сказать, что эта самая любимая пара артистов эстрады, и вполне заслуженно. А фамилия Петросян-это сын Петроса, а Петросянц- внук Петроса- никаких тайн.

Степаненко была 42кг — прямо как я (до 32 лет) и выйдя замуж 3й раз — я стала завзятым кулинаром и муж любит покушать, мы кг и набрали, так что у нас есть что-то общее)) Думаю, в теле эта пара как минимум со сцены интереснее, роднее и ближе нам, россиянам, нежели бы они были выхолощенными бледными худышками!)))

Евгений Петросян

Краткая биография

Евгений Ваганович Петросян родился 16 сентября 1945, Баку, в семье математика Вагана Мироновича Петросянца (1903—1962) и его жены Беллы Григорьевны (1910—1967). Евгений Петросян с детства мечтал стать артистом, ходил в оперу, в драмтеатр, в цирк, на концерты. Очень много читал: у отца была прекрасная библиотека. С двенадцати лет он начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным фельетоном В. Медведева «Человека забыли», незабываемое ощущение смеющегося зала решили его дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной труппе под руководством известной комедийной актрисы Маргариты Шамкорян, он играл Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке» и Яшку-артиллериста в «Свадьбе в Малиновке». Выступая в домах культуры вместе с профессиональными артистами, читал басни, фельетоны, исполнял репризы, конферировал в концертах большого эстрадного оркестра. Его комическое дарование получило развитие в спектаклях «Осенние листья» (роль Уста-Мурада) и «Доброго пути, Долорес» (роль инспектора полиции) Народного театра под руководством Валентина Валентинова, куда Евгений Петросян поступил незадолго до окончания школы. Летом 1961 года, сдав последний выпускной экзамен в школе, уже на следующий день он мчался в поезде Баку-Москва. Аттестат зрелости ему прислали уже в Москву — ждать его официального получения Евгений не мог: экзамены в театральный институт начинались раньше, чем в другие вузы. Он блестяще выдержал экзамены во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонида Семеновича Маслюкова. Здесь его учителями стали знаменитая Рина Васильевна Зеленая и один из первых конферансье советской эстрады Алексей Григорьевич Алексеев.

Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ «В жизни раз бывает 18 лет», открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрады на Берсеневской набережной. Эта программа шла в театре около двух месяцев. Однако, по словам Евгения Вагановича, сцена, на которую он вышел впервые в качестве профессионала, стала ему родной, и потом, где бы он ни выступал, все равно тянуло в театр эстрады.

Главные его усилия в то время были направлены на поиски репертуара и на умение работать с ним. Он знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика начинающего артиста — гастроли по стране — и выступления в Москве с программой «В жизни раз бывает 18 лет» давали возможность познавать азы законов жанра, позволяла селекционировать номера таким образом, чтобы в репертуаре оставались только удачные вещи. В 1964 году, к окончанию программы, завершавшейся месячной поездкой в Болгарию, у актера сложился солидный репертуар.

Программа «В жизни раз бывает 18 лет» закончилась. Евгений Петросян ушел из коллектива — начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М. Грина «Береги честь смолоду» в программе Л. Маслюкова «Эстрадный автомат», монолог «Опасный возраст» в программе «Вы их не знаете» Л. Мирова и Ф. Липскерова. Его интермедия «Вступительное» А. Олицкого, построенная на остроумной словесной путанице, на многие годы запомнилась зрителям.

В 1964 году Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр (Государственный эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За несколько дней были подготовлены две большие интермедии с Утесовым («Перелистывая страницы», «Где родился джаз»), сольные номера о джазе («По правильному пути» и др.), об Утесове, о Ленинграде, в которых удачно совмещались особенности концертов, актуальность социальных тем и яркая индивидуальность артиста. Работая в оркестре Утесова, Петросян продолжал выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре было уже около ста номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И. Виноградского и В. Стронгина «Простой парень». По словам Евгения Вагановича, если выступление в молодежной программе можно было считать практикой, то работа в оркестре Утесова стала для него учебой в академии: «Пять лет я был рядом с этим мудрым философом, величайшим знатоком остроумных курьезов и изречений, поэтом, музыкантом, основоположником советского джаза, рассказчиком и, наконец, просто человеком, прожившим большую интересную жизнь. «.

В декабре 1966 года Леонид Осипович покинул оркестр, популярность которого мгновенно упала. Евгений Петросян продолжал работать в оркестре еще два с половиной года.

В дальнейшем более двадцати лет его творческая деятельность была связана с Москонцертом (до 1974 года — один из ведущих конферансье, затем — исполнитель монологов).

1967-1968 годы — годы «закручивания гаек», когда жанр сатиры и юмора считали злопыхательством, кощунством по отношению к действительности, а в комическом признавалась только малая его область — сектор дружеской шутки и так называемого «позитивного юмора». Беспощадно можно было бичевать спекулянтов, многоженцев, управдомов, вахтеров, швейцаров. Петросяну хотелось найти такие художественные формы, чтобы хоть как-то, пусть вторым планом, протянуть сатирическую интонацию. В своих номерах он то изображал собак, которые на выставке беседовали друг с другом о своих хозяевах («Друзья человека» Н. Станиловского), то прятался в тонкий абстрактный юмор А. Арканова в рассказе-монологе «Законодатель моды». Актеру удалось выпустить игровой фельетон И. Виноградского «Отцы и дети» о взаимоотношениях людей разных поколений. Молодому Петросяну режиссировали и были его наставниками Л.Б. Миров, М.В. Миронова, его творческие портреты рисовали в статьях И.В. Ильинский и Л.О. Утесов.

В 1970 году Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у него появились постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов, А.Хайт, Л. Измайлов), участились его выступления на телевидении, артист начал выступать в правительственных концертах и вести уже солидные программы, теперь практически только на центральных площадках. Он все больше вплетал в конферанс тексты, которые не имели отношения к этому жанру: моносценки, монологи в образах.

С годами Евгений Петросян все чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал сниматься в телетеатре миниатюр «Наполовину всерьез», где его партнерами были Л. Гурченко, С. Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме «Артлото». Вместе с конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым он выпускает совместную программу «Трое вышли на сцену». Вскоре стало ясно, что это не просто концерт: из этого зрелища можно и нужно было делать эстрадный спектакль. Премьера состоялась в 1975 году в ЦДРИ. А за год до этого в репертуаре артиста появился монолог А. Хайта «Эх, наука», с успехом проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога начался отсчет нового поколения номеров Петросяна — переход от конферанса к номеру и от него — к сольной программе.

Первая такая программа — спектакль «Монологи» (1975, режиссер А. Левенбук, авторы: Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт) — положила начало будущему Театру эстрадных миниатюр Е. Петросяна. В 1979 году появилась небольшая труппа (Е. Степаненко, Е. Грушин, В. Войнаровский), состав ее с годами менялся (среди постоянных участников — заслуженная артистка РФ Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Евгений Ваганович вводил в спектакли сценки, куплеты, песенки, интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику — спектакль «Доброе слово и кошке приятно» (1980, авторы А. Хайт и А. Левенбук). В 1985 году Евгений Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады.

Евгений Ваганович — артист неутомимый, коллеги по театру называют его «трудоголиком». Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов миллионными тиражами, десятки сольных программ и телепередач.

На протяжении многих лет и по сей день в Московском театре эстрады с большим успехом проходят программы и спектакли Петросяна, в большинстве из которых он участвует не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик. Среди них: «Как поживаете?» (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт и А. Левин, режиссеры М. Задорнов и А. Бармак), «Инвентаризация» (1989, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев и др.), «Дураки мы все. » (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и другие, режиссеры Е. Петросян и А. Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов, режиссеры Е. Петросян и С. Кондратьев), «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева и др., режиссер Е. Петросян), «Семейные радости» (1999, авторы, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др., режиссер Е. Петросян).

Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними постоянно обогащает искусство Евгения Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях — трагикомическую окраску. Гражданская позиция актера, его яркая индивидуальность «скрепляют» разные по стилю и жанру произведения, придают целостность («сюжетность») спектаклям, составленным из разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через монологи, которые все же остаются главным жанром Евгения Вагановича. Лучшие из них он исполняет в «сборных» концертах, на телевидении. Среди них «Резидент» (1985), «Постепеннее надо . » (1987), «Не плачь, Федя. » (1988) и «Не понимаю. » (1982-1999) М. Задорнова; «Спокойной ночи, взрослые» (1980) и «Энтузиазизм или Аля-улю» (1986) А. Хайта; «Либо-либо» (1989) И. Виноградского; «Японский городовой» Г. Терикова (1991); «О рекламе» Л. Французова (1993-1999); «А музыка звучит» А. Дудоладова (1997); «Человек за бортом» (1997) и «Воскресный папа» (1999) Н. Коростелевой; «Необыкновенные ощущения» А. Новиченко; «Шпингалеты» С. Кондратьева (1997); «Телешизофрения» и «Родные мои» (2001) Н. Коростелевой; «Бобры» А. Цапика (1999), «Обезьяна» Г. Бугаева (2001), «Нервы» Л. Натапова (1999).

В 1991 году Е.В. Петросян удостоен почетного звания «Народный артист России».

Круг творческих интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной работы на сцене и театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и практике эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных передач.

Книга Е. Петросяна «Хочу в артисты» (М., 1994), в которой обобщены результаты многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и монографий о комическом вообще и остроумии в частности — это его личный взгляд на тысячелетний опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению анализировать его структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке молодых специалистов в области юмористики — писателей, артистов, режиссеров жанра.

Признанным бестселлером 1994 года стала книга «Петросян в стране анекдотов» (М., 1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный вид фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги «От смешного до великого» (М., 1995), «Петросмешки» (М., 1999), «Над чем смеется Петросян» (Антология репертуара) (М., 2000), «Записные «Хиханьки-хаханьки» (М., 2001).

При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое.

Свойство, делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве юмористической эстрады, — новаторство. В спектакле «Дураки мы все» (1991) Петросян читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай для эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям артиста. В своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр предмета — монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет молодежный рэп, или блистательно танцует канкан. В программе «Инвентаризация-89» во время исполнения фельетона «Не могу понять» (С. Кондратьев), когда Петросян говорил о погибших в Афганистане, зрители на каждом концерте сами вставали в траурной минуте — бесценное единение артиста и зала. Артист мгновенно откликается на все события жизни: уже на третий день после открытия первого Съезда народных депутатов Петросян выпустил фельетон о работе съезда, подмечая даже то, чего не заметила пресса. Лирическая и драматическая нота всегда присутствовала в его спектаклях и это делало его юмор еще более художественным и значимым (монолог «Не плачь, Федя» о непростой жизни простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене «Японский городовой» (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего навсегда в Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей судьбе каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения, стала монопьеса Н. Коростелевой «Родные мои» (2002), которую Петросян играет в новом спектакле «Страсти-мордасти». В ней слилась жизнь сразу нескольких поколений, в каждом слове сквозит доброта и любовь к своему народу, живущему очень нелегкой и непредсказуемой жизнью.

Остроумный номер «Бестолковый словарь» (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000) на деле оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений, что тоже являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер прочно «осел» в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые варианты, так же, как многосерийный фельетон «Не понимаю» (1974-2000), имеющий около двадцати серий за многие годы. К этому же можно добавить и серию удивительно смешных, острых фельетонов «О рекламе» (1993-2002). Можно перечислять еще много работ, каждая из которых является событием в жанре эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему народу улыбаться, поверить в то, что мир все равно станет лучше — в этом предназначение артиста.

Евгений Петросян — создатель и участник множества телепередач. Он был одним из первых ведущих новогоднего «Голубого огонька», «Утренней почты», «Артлото», программы «Аншлаг, Аншлаг. «, в разные годы создал сольные передачи «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна» (1990), «Операция Петросян» (1991), «Кто этот Петросян?» (2001).

С января 1994 года по первому каналу российского телевидения (ныне — ОРТ) с успехом демонстрируется цикловая передача «Смехопанорама», в которой Евгений Ваганович является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и ведущим. Это, по сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую можно определить как «занимательное эстрадоведение». С момента своего появления в эфире «Смехопанорама» сохраняет один из самых высоких рейтингов. У телевизионщиков есть даже термин «феномен Петросяна», отражающий его уникальную способность собирать у экрана многочисленных зрителей.

Е. В. Петросян является автором следующих книг:

2001 «Записные хиханьки-хаханьки»
2000 «Над чем смеется Петросян»
2000 «Великая мозаика»
1998 «Петросмешки»
1995 «От смешного до великого»
1994 «Евгений Петросян в стране анекдотов»
1994 «Хочу в артисты!»