MeowKiss Бурмилла Как называли богиню с телом женщины и головой кошки

Как называли богиню с телом женщины и головой кошки

Богиня кошек

Баст (Бастет) — древнеегипетская богиня кошка

Баст (кошка) — богиня радости, любви, веселья, плодородия, лунного и солнечного света. Египтяне приписывали кошке магические свойства. У бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали обычно с телом женщины и головой кошки.

В одних мифах Баст именуется дочерью бога солнца Ра и богини магии Исиды, в других называется перворожденной дочерью бога солнца Амон Ра. Она стала женой Птаха, бога города Мемфиса, олицетворяя мягкий свет восходящего солнца, за что ее прозвали «солнечным оком», Сначала Баст была солнечной богиней, позже стала символизировать и луну — растущую и убывающую.

Центром культа Богини Бастет был древний город Бубастис в дельте Нила. Здесь поклонение домашней кошки было выражено больше всего. Храм, посвященный Богини Бастет, относится к самому раннему культу кошки, Его начали строить те же самые фараоны, что воздвигли статуи сфинкса. В 945 году до нашей эры Бубастис стал столицей всего Египта. Местную Богиню Бастет возвели в ранг общенационального божества.

В Европе, как и в Египте, кошка считалась богиней плодородия. С пришествием христианства, богиня Кошка была провозглашена дьяволицей. Она стала неотъемлемой частью колдовских обрядов. И многие века кошки подвергались ужасным мучениям, тысячи были сожжены живьем.

Богиня Баст прежде всего покровительница всех женщин. Поскольку Богиня Баст женщина-кошка. Она любит свободу, она богиня любви, она уверена в себе, она свободна! Она может помочь в рождении ребёнка. Она Богиня танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек). И не забывайте, что у Богини Баст есть другая сторона Пашт. Поэтому она упряма и хитра! И за обиду показывает коготки.

Сами египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением. Тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий. При этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами».

Женщины с незапамятных времён хотели раскрыть секреты неувядающей красоты и вечной молодости. Чего они только ни делали, чтобы всегда оставаться самыми привлекательными и обаятельными! Жрецы, которые поклонялись Баст, создали целую систему упражнений, которые часто использовали египтянки, чтобы оставаться обаятельными и привлекательными. Считалось, что в тот момент, когда упражнения выполнялись, дух богини вселялся в каждую женщину и пробуждал её скрытые силы божественной пластичности и грациозности.

Во времена ранних династий, до того как кошка была одомашнена, богиню Баст изображали в виде львицы.

Как египтяне одомашнили кошку так и остается тайной.

Геродот, посетивший Бубастис в V веке до н. э., был поражен гигантским храмом богини-кошки. Греку удалось побывать на ежегодном празднестве в честь Бастет. В эти дни египтяне пили вино, веселились и ликовали.

При храме Бубастис содержались тысячи кошек в подобии вольеров — только прямо внутри здания. Неудивительно, что кошки одомашнились, постоянно находясь рядом с людьми и принимая от них пищу, в течение целых столетий.

Маринка, ты всё прочитала? 🙂

ага, каждую картинку))) клёвые, даже?)

Камеди Клаб, миниатюра «Археолог».

— Скажите, Иван Сергеевич, может быть вы находили какие-нибудь ритуальные места, может быть проведения и вызывания каких-нибудь богов?

— Вы знаете, на самом деле мы находили иногда какие-то ритуальные места, места проведения и вызывания богов.

Картинки-то красивые. Но текст действительно ну очень веселый. Особенно про обаятельных и привлекательных женщин. Видимо, очень сильно привлекательных и обаятельных)))))))))))))

Маловто как то. может продолжение будет.

Хотелось бы продолжения. Автор, а почему бы вам не создать посты про всеъ египетских богов? Было бы интересно почитать.

советую посмотреть ВВС про кошек раскужути и покажути про Бастет и про кошек

Расскажешь мне потом что там написано 🙂

Кошка была провозглашена дьяволицей. Она стала неотъемлемой частью колдовских обрядов. И многие века кошки подвергались ужасным мучениям, тысячи были сожжены живьем.

Как серпом по. горлу..

Интересно, почему слово «собака» используют как ругательство, хотя зверь в хозяйстве полезный, а кошкой не обзываются.

Так человечество благодарит этих животных за верность. Ничего нового. Это так по человечески.

Я была в Египте

а собаки у них бог смерти

Мне кажется кошку сравнивали с женщиной,потому,что мы как и они,можем быть ласковы,а можем быть и агрессивны. Вот только некоторые женщины забыли,свое начало,что кошка гуляет сама по себе. Она не выполнит ни какой приказ. Не которые женщины превратились из свободных кошек,в покорных собак. Женщины,вспомните свое начало и слушайте свои желания,а не желания своего мужчины. Когда вы поймете,что вы хотите,то и другие это поймут,и будут вам помогать или давать,то,что вы хотите.

да ты прова на 100%

Бог смерти в египте это Сет(он или шакал или волк).

нет.с головой волка(собаки) это Анубис.

клас! супер а в некоторых сайтах написано что баст жената на боге солнца ра атак он её отец. 7

нет.баст его дочь,а его жена Раит.супруг баст бес,а дети лев махес,анубис.

первоя точная парода кошки произошла в храме Пах тоже богини кошек.баст изображалась с головой кошки,а в правой руке она держала священый систр.

спс всё очень интересно и позновательно))))).

Кто хочет стать кошкой? У меня есть несколько советов. 1 совет. Посмотрите в глаза богини кошки на картинке 8 у вас они должны заслизится и зоболеть и поклонитесь и у вас ночью должны поменятся зрочки

Древнеегипетская богиня Бастет. Египетская богиня-кошка Бастет

Ни для кого не будет новинкой тот факт, что история Древнего Египта весьма увлекательна по своему содержанию. Огромное количество различных богов и богинь всегда привлекали внимание любопытных людей. В данной статье хочется рассказать именно о том, кто такая богиня Бастет, для кого она была покровительницей и когда к ней обращались люди за помощью.

В первую очередь необходимо составить первое впечатление о данной богине. Итак, в самом начале стоит сказать, что Баст и Бастет – это два имени одного божества, называть ее можно и так, и так. По своей натуре она – дочь тьмы и света, это воплощение женственности, мудрости и красоты. Некую воинственность и свирепость данного образа, возникшего в первое время, египтяне свели к более приятному осознанию тепла, домашнего очага, материнства, защитных сил и плодородия.

По разным версиям, богиня Бастет была и дочерью бога Ра (его Око) и его женой. Можно найти информацию и о том, что Баст была дочерью Исиды и Осириса. Согласно иным источникам, мужем Бастет мог быть бог Бес – покровитель стариков и детей, приносящий удачу и радость. Важно сказать также и о том, что воплощением союза богов Ра и Бастет стал бог Махес – свирепый бог войны и буры, которого изображали с львиной головой (ее венчали две египетские короны).

Весьма интересным является и то, как же изображалась богиня Бастет. Это женщина либо в облике кошки, либо с кошачьей головой. Однако в Древнем Египте не найти изображений прирученных, домашних кошек. Они изображались только как дикие животные, например, как кошка Гелиополиса. И только во ІІ веке нашей эры данное животное прочно воссоединилось с людьми и одомашнилось. С того часа кошек повсеместно почитали, их охраняли и любили. После смерти данных животных бальзамировали, иногда даже обожествляли. Интересным покажется и тот факт, что кошка считается священным животным бога Солнца. В котах видели его воплощение, а глаза данных животных, по мнениям египтян, излучали солнечный свет.

Итак, кого же древнеегипетская богиня Бастет охраняла, кому приносила удачу, кто к ней мог обращаться в случае определенных проблем? Так, версий существует огромное количество. В первую очередь, это покровительница всех женщин, ведь она – женщина-кошка. К ней приходили с различными проблемами, в том числе и тогда, когда даме не удавалось забеременеть. Это богиня деторождения и плодородия во всех его проявлениях. Также Бастет считалась защитницей домашнего очага, она приносила в дом веселье, любовь и радость. Очень почитали данную богиню и лекари тех времен. Они повсеместно рисовали на домах ее изображение – в виде черной кошки, дабы уберечь больного от смерти и для более быстрого его выздоровления. Но, несмотря на все вышесказанное, богиня Бастет имеет также и свою темную сторону. Все-таки она – дочь тьмы, и иногда она изображалась с львиной головой, злобно смотрящей вперед, и имела второе имя – Пашт, богиня Бастет-Пашт.

Как и во все времена, женщины искали способы сохранить свою молодость. И в этом им отлично помогала богиня Египта Бастет. Жрецы создали определенное количество упражнений для женщин, которые, по их мнению, должны были остановить увядание красоты дамы. Во время их выполнения считалось, что в женщину вселяется дух Бастет, который пробуждал ее грациозность, пластичность и скрытые силы духа. После этих занятий египтянки верили, что они еще долго будут оставаться привлекательными и молодыми.

Когда же египтяне начали широко почитать Бастет? Произошло это еще в древнем Египте, когда в большинстве случаев данное божество изображалось с львиной головой (на подобие богини Сехмет) и считалось матерью бога войны и бури Махеса. Во время празднования дня богини запрещалось охотиться на львов, ведь считалось, что в этот день эти животные становятся священными, ведь в них вселялся дух Бастет. Однако со временем черты ее лица ставали все мягче, а облик нежнее и женственнее. И со временем данная богиня стала покровительницей домашнего очага, женщин и деторождения, радости и веселья.

Особо почитаемой богиня-кошка Бастет стала во времена процветания Среднего Царства, когда древние жители Египта наконец-то научились выращивать зерно и додумались хранить его впрок, дабы избежать голодания. Нетрудно догадаться, почему в это время особое внимание уделялось богине Бастет.

Все потому, что главный враг данного зерна – мыши, а богиня ведь кошка. В это же время это божество начало ассоциироваться с богатством страны и повсеместно почитаться. Центром поклонения богини стал город Бубастис, который располагался в Нижнем Египте. Именно там был построен самый большой и главный храм Бастет, который был обнесен большим муром и украшен красивейшими барельефами. В средине же находилась самая большая ее статуя, к которой ежедневно приходило огромное количество паломников, принося в дар маленькие статуэтки кошек, надеясь на ее благосклонность и доброту.

Стоит сказать, что в данном храме жило огромное количество кошек, у его же подножия располагалось и священное кладбище этих животных. Наподобие фараонов кошек научились мумифицировать, их помещали в специально подготовленные для них саркофаги и хоронили со всеми почестями. Сегодня же храм разрушен, от него остались только развалины. Однако все, кто побывал в Бубастисе говорят, что даже от его обломков веет силой и прежней величественностью и красотой.

Стоит сказать, что почиталась Бастет – богиня древнего Египта – семь раз в году. В это время в храме собиралось огромное количество паломников, которые приходили поклониться богине. Читались различные молитвы, пелись специальные песни, приносились жертвы.

Интересным является весеннее почитание данной богини. Так, в это время ее статую выносили из храма, помещали в большую лодку и катали вдоль всей реки Нил. Делалось это в первую очередь для того, чтобы богиня уберегла реку от губительного для египтян ее разлива.

Стоит сказать и о том, что статуэтка богини Бастет обязательно находилась практически в каждом доме египтян. Она считалась сильным амулетом и защитником домашнего очага. Помимо этого, хорошим знаком считалось, если в семье жила живая кошка. Стоит сказать, что она была самым главным членом семьи, иногда даже была важнее и главнее ребенка. Кошку всегда кормили, прежде чем хозяева садились за стол, она спала в специально отведенном для нее месте или даже комнате, которые обязательно были украшены.

После того как в страну пришла римская власть, египетская богиня-кошка Бастет почиталась все меньше и меньше, а уже в 390 году ее культ и вовсе был запрещен законом. Со временем интерес и уважение к данному животному утихали, кошек же держали в домах просто как охотников на змей и мышей, которых в то время было довольно таки много. Однако еще меньше повезло кошкам, которые попали в Европу. За их любовь гулять по ночам и светящиеся в темноте глаза католическая церковь объявила их порождением дьявола. Особенно тяжкая участь постигла черных кошек, которых так почитали в Древнем Египте, они считались помощницами ведьм и вместилищами душ их умерших побратимов. Кошек убивали, пытали, над ними всячески издевались. Однако, как только пришла эпоха Возрождения, данных животных наконец-то оставили в покое, а интерес к ним изрядно поутих. Сегодня же к кошкам нет никакого негативного отношения, однако пока их еще никто и не обожествляет. Данные животные, как и раньше, живут рядом с людьми, с ними связано огромное количество различных суеверий, к которым люди пока еще по привычке относятся осторожно. Однако кто знает, может опять придет время, и кошек будут почитать, как и раньше, превознося их на определенный пьедестал.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

бомбейская мне оченьона нравиться и кажеться у ней голова бастет

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

  • «Проблема 2012» (9)
  • Для женщин (3)
  • Гиперборея (1)
  • Голос безмолвия (10)
  • Дети (2)
  • Египет (5)
  • Индиго (4)
  • Йога и сиддхи (2)
  • Космос (1)
  • Магия (9)
  • Мои статьи (2)
  • Мудрость востока (15)
  • музыка (12)
  • Нумерология (7)
  • О лжеучителях (2)
  • Парапсихология (9)
  • Православные праздники (4)
  • Природа (6)
  • Прогноз на 2010 год (1)
  • Рерихи (2)
  • Руны (1)
  • Тайны, загадки, открытия (7)
  • Тесты (3)
  • Эзотерика (20)
  • Экология (2)
  • Юмор, развлечения (8)
  • Языческие праздники (9)

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.

Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.


«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.

Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.

Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини.

Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса

Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, с то тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.

Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества:
изящество, красоту и ласку.

Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, в правой руке у нее был музыкальный инструмент — систрум, а в левой — зеркало, а у её ног располагались четыре котёнка.

Т ак олицетворялась египтянами богиня плодородия.

Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.

Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).

Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).


Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.

Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.

Начало появления культа Бастет — Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.

Генеалогия : Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.

Атрибут: Музыкальный интрумент систр.

Священное животное — кошка, отражавшая проворство и силу богини.

Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.

Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.

В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.

Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.


Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов.

Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.


Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть…. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.

Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя.

Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги. как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.


Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.

Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.

Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.

Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.

Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.


Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.

Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их.

Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.

В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.

За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака. послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.


Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.

В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.

Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.


Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.

Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.


Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.

После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.

Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.

Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.

Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.

Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).


Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.

Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. 🙂 Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.

Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом. Они прикрылись кошками как щитами, благодаря чему и одержали победу.


Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.

Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки.
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.

В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.

«Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?» — «Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис — нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст. Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: «О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги. » Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму».

Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями.По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками — символом плодовитости.

Супругом богини в Бубастисе считался Атум, сыном – грозный Махес – бог бурь и ярости, почитавшийся в облике, опять же, льва. Богиня почиталась и в других значимых городах Нижнего Египта – прежде всего, в Мемфисе, где она отождествлялась с Сехмет, и в Иуну, где она была дочерью Атума — солнечного творца. Известно, что празднество богини-кошки проходило не только в Нижнем Египте, но и на юге — в Фивах и Эсне.

У главного входа — статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята.


Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.

В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.

Одна из главных точек притяжения — колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь хоронили забальзамированных умерших любимых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, которая, по мнению древних египтян, необходима в потустороннем мире.

Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».


Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением «миу» или «мау». Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек — это был расцвет их культа.

Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.

Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.

А египетский бог Анубис — проводник душ умерших — при детальном исследовании, имел все-таки голову шакала. Что же касается кошки, то именно она была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил.

Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.

Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.

Древняя легенда гласит: «Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра — кошачьей богиней Баст». Из всего вышесказанного следует, что в мышлении египтян, кошачьи боги, и, в частности, Баст, имели совершенно особое значение.

Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением.

. ..тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.

П ри этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.

Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.

Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».

Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей.

Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения и, особенно, беременной хозяйки дома. На их поверхности сохранились образы странных демонических существ, духов и животных, среди которых иногда появляется кошка – истребитель зла, персонифицированного в облике змей. В передних лапах кошка зачастую держит нож, предназначенный для отрезания голов врагов, так же, как и великий солнечный кот в Иуну.

На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством.


Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.

Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.

Изображения кошек часто встречаются на ритуальных предметах, связанных с различными ипостасями Хатхор, в частности – на систрах , где она предстает как воплощение гелиопольской богини Небетхетепет, связанной с сексуальной энергией бога-творца, трансформировавшейся в богиню. В этом контексте кошка явно предстает как символ плодовитости, сексуальности и привлекательности.


Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.

Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».

Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.

Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.

По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.

Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?

Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.

В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.