MeowKiss Абиссинская Кошка Синяя птица хлеб молоко сахар кошка пес вода огонь

Синяя птица хлеб молоко сахар кошка пес вода огонь

Метерлинк СИНЯЯ ПТИЦА Феерия (1908)

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце.

Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей птицы. Ее раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и дает Тильти-лю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Мое маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает лапу Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание. Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека» которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей,

Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю птицу, что переносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья во мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мертвые. — Мертвых нет. »— обмениваются-репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей птицы дети оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей,’ Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах. Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее. Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет, еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение — это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тиль-тиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю птицу.

У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку. » — говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей. звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новым, радостным. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на Фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке — девочка нездорова, не встает, доктор говорит: нервы. Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой, необыкновенно красивой девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем. »

Всё кратко — wap версия

Краткие содержания

Краткое содержание: Синяя птица

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы, Её раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Мое маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.

Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мертвые. — Мертвых нет…» — обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.

Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение — это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…» — говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке — девочка нездорова, не встает, доктор говорит — нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

Сцена 3. Лес. Их встречают вода, огонь и молоко.

Проникнуть в сущность мирозданья,
Узнать, найти в каком краю,
От глаз людских укрыта тайна:
Как сделать краше жизнь свою,
Как обрести такое счастье,
Чтоб сердце пело, в путь звало,
И, несмотря на все напасти,
В душе цвело любви тепло.
Перевернем скорей страницу,
Чтобы пуститься в дальний путь
За той мечтой, за синей птицей,
Что обретем когда-нибудь.

Сцена 1
Дом дровосека. Тильтиль и Митиль.

Тильтиль:
Сестрица, что-то мне не спится,
Там, за окном, метель кружится,
Ты посмотри-ка: во дворе

Деревья словно в серебре!

Митиль:
Ах, я настолько голодна,
Что у меня мечта одна:
Пирожное бы с чаем сьесть!
И не одно, а сразу шесть!

Тильтиль:
А мне все десять, нет пятнадцать!

Митиль:
А мне тогда, пожалуй, двадцать!

Тильтиль:
Митиль, ты слышишь странный звук?
Тихонько кто-то в дверь стучится,
Кому в столь поздний час не спится?

Митиль:
Застыли стрелки у часов,
Смотри-ка, движется засов,
Он сам собой готов открыться,
Мне страшно! Братец, что творится?

Берилюна:
Не бойтесь, мне ответьте лучше
Нет ли у вас травы поющей,
Иль Синей птицы, мне она
Для внучки маленькой нужна.

Тильтиль:
Трава-то есть, и птица тоже.
Но только петь трава не может.
А птица в клетке, только Вам,
Я нашу птичку не отдам.

Берилюна (смотрит на клетку):
Ей не хватает синевы,
Сама не стану брать такую,
Вы в путь отправиться должны,
Чтоб отыскать мне ту, другую
Для бедной девочки моей,
Что мучается столько дней,
Дитя не в силах даже встать,
Вы птицу ей должны достать!

Митиль:
Я вас узнала, вы живете
В том доме, что стоит напротив!
Вы мисс Берлинго, так ведь?

Ты говоришь какой-то бред.
Пред вами фея Берилюна,
Умна, прекрасна, дружелюбна.
У вас такой роскошный дом!

Тильтиль:
Мы в крайней бедности живем.
Пол — земляной, темно и тесно.

Берилюна:
Ты плохо видишь! Здесь чудесно!
Чтоб видеть мир без искаженья,
Используй истинное зренье,
С глаз пелена спадет сама,
И ты очнешься ото сна!
(достает шапочку):
Надень-ка шапочку вот эту,
Да пряжку поверни скорей,
И лучик истинного света
Откроет сущность всех вещей!
Митиль, и ты вокруг взгляни,
Что изменилось? Говори!

Тильтиль:
Как комната преобразилась,
Вся засияла, заискрилась!

Часы такую трель выводят!
А это кто из них выходит?

Фея:
Ваши счастливые минутки,
Так пляшут весело малютки,

Они сегодня на свободе,
Как жаль, что в миг они проходят.

(появляются Счастливые Минутки)

Минутки:
Динь-ди-лень, динь-ди-лень,
Скоро будет новый день,
Так давайте в этот дом
Блики счастья принесем.
Расступайтесь, тьма и тень!
Динь-ди-лень, динь-ди-лень.

Появляется пёс, бросается к Тильтиль.

Тильтиль:
А это кто, такой смешной?

Фея:
Что, не признал, друг? Пёсик твой.

Пёс:
Тильтиль, хозяин, я — Барбос,
Твой верный друг, твой славный пёс,
Позволь, позволь тебя обнять,
Как я давно хотел сказать,
Как сильно я тебя люблю,
Жизнь за тебя отдам свою!

Кошка:
Муррр, мурр, Митиль, дай мне ладошку,
Я — Николетта, твоя кошка,
Моя любезная подружка,
Мне почеши чуть-чуть за ушком.

Пёс:
Гав! Гав! Так счастлив я, так рад,
Что обожаю всех подряд!
Чтоб вас развеселить немножко,
Давайте испугаю кошку!

Кошка:
Фррррррр! Грубиян! Меня не трожь!
Любой мой коготь — острый нож.
Смотри, вцеплюсь однажды в нос,
Как моська заскулишь, Барбос!

Фея:
Немедленно кончайте споры,
Не время разжигать тут ссоры:
Смотрите, к нам идет сюда:
В блестящих капельках Вода.

Вода:
Журчу я в кране, ручейке,
В кувшине, в чайнике, в реке,
Готова жажду утолять,
И ваши лица умывать!

Огонь:
Ты развела повсюду сырость!
Подсохни малость, сделай милость,
Я — сын грозы, вулкан — брат мне,
Но тих и ласков в очаге.

Вода:
Огонь, умерь свой пыл и жар,
Иначе будет здесь пожар!

Фея:
Огонь с водой — всегда в разладе,
Спор вечный, вечная вражда.

Митиль:
Смотрите, из квашни толстяк
Не может вылезти никак!
Обсыпан густо он мукой,
Я знаю, кто это такой!
Душистый хлеб, тебе привет,
Ты кормишь нас немало лет.

Хлеб:
Митиль, чтоб ты была сыта,
Отрежу я от живота
Мою румяную горбушку.
Ешь на здоровие, девчушка!

Митиль:
Спасибо, но как ваш живот?

Хлеб:
Он моментально заживет!

Молоко:
Не надо кушать в сухомятку,
Запей хлеб свежим молоком.
Я рада видеть вас, ребятки.
Мой вкус с рожденья всем знаком!

Тильтиль:
Хлеб… Молоко… И Сахар здесь! (появляется сахар)
Вот леденец бы сладкий съесть!

Сахар:
При виде вас от счастья таю,
Очаровательные крошки.
Ведь вы сластены, точно знаю,
Я вас порадую немножко:
Я отломать для вас готов
Своих же пальцев-леденцов.

Тильтиль:
А вам не больно их ломать?

Сахар:
Они же отрастут опять,
И мне ни капельки не больно,
Одно лишь важно — вы довольны.

Фея:
Все вместе вы должны пуститься
На поиски той Синей птицы,
Что счастье людям принесёт
И девочку мою спасет.
Скорей, ребята, собирайтесь,
Не может уже быть отсрочки,
И для начала отправляйтесь
Под землю, в царство темной Ночи!

Сцена 2. Дворец Ночи

Ночь:
Кто потревожил моё царство?
Не потерплю такого хамства!
В мой замок горстка нечестивцев
Отправилась за Синей птицей!
И кто в числе моих гостей?
Ах, только парочка детей,
Хлеб, Сахар и лохматый пёс,
Лишь он опасен мне всерьёз.
Вода простыла по пути,
Огонь не смел ко мне пойти,
Ему сюда был путь заказан,

А Молоко прокисло сразу.
Я приготовлю для гостей
Большую связку всех ключей,
Что открывают двери мрака:
Пусть, дерзкие, дрожат от страха!

Входят Тильтиль, Митиль, Пёс, Сахар и Хлеб.

Тильтиль:
Позволь нам в комнату спустится,
Где Птица Синяя хранится!

Ночь:
В подвалах моего жилища,
Ее так просто не отыщешь.
Там сотни комнат, где томятся:
Болезни, войны, голод, мор,
Там монстры жуткие таятся,
Они закрыты на запор!
Не трогай лучше эти двери!

Тильтиль:
Я почему-то вам не верю!

Ночь:
Не веришь, так держи ключи:
Попробуй птицу отыщи,
Но если монстр нападет,
Никто на помощь не придет…

Пёс:
Как не придет? Я буду рядом,
Готов сразиться с целым адом!
А ну-ка, налетайте, черти!
Сражаться я готов до смерти!

Митиль:
Тильтиль, а может быть не стоит
Кошмары эти беспокоить,
Пускай сидят в своей тюрьме,
А то немного страшно мне.

Тильтиль:
Вот первый ключ, большой и ржавый,
Возможно, в чем-то вы и правы,
Но я открою эту дверь!

Ночь:
За ней сидит ужасный зверь!
Волчица с острыми клыками,
Она сожрет вас с потрохами!

Тильтиль открывает дверь. Вырывается Волчица. Бросается на мальчика.

Пёс:
Эй ты, свирепая волчица,
С тобою пёс готов сразиться!
Прочь от хозяина, не смей
Его кусать, меня убей!

Волчица:
Ты дерзок, мой домашний брат!
В мой дом, где я ращу волчат,
Хотели вы тайком пробраться,
От вас пришлось мне защищаться!

Митиль:
Прости, волчица, мы не знали,
Что в логово твое попали.
Детишек сколько дома?

Митиль:
Иди к ним, дверцу мы закроем.

(Волчица уходит, Тильтиль запирает дверь)

Тильтиль:
Еще дверь! Три на ней засова!
Кого же так хранят сурово?

Ночь:
Болезни разные, хворобы,
Средь них заразных очень много,
Коль хочешь — можешь открывать,
Но будешь кашлять и чихать.

Тильтиль открывает дверь, куча болезней пытается вырваться наружу, она держит дверь:

Тильтиль:
Ап-чхи! Скорее, помогите!
На дверь немножко поднажмите!

Прибегают Хлеб, Сахар и Пёс, пытаются закрыть дверь. Наружу вырываются две болезни: Ангина и Насморк.

Хлеб:
Сбежали двое, как же быть?

Сахар:
Их надо всех переловить!

Ангина:
Меня оставьте на свободе!
Я у людей зимою в моде,
Кто шарф и шапку презирает,
Ангину в гости приглашает!
А вот и милый мой сыночек.
Дай детям носовой платочек!

Насморк дает девочкам носовые платки.

Насморк:
Берите, после нашей встречи,
Ртом будете дышать весь вечер,
Я — насморк, звать меня Ринит!
Своим упрямством знаменит.

Ночь:
Вся ваша жизнь — одни страданья,
Труды напрасны и старанья,
Жизнь наша смысла лишена,
Без радости пройдет она.

Ночь:
Сбежали, ты их отпустила,
Митиль, я ведь предупредила!
Пойдут теперь гулять повсюду,
Неся грусть, кашель и простуду.

Тильтиль:
Займутся ими доктора,
Другую дверь открыть пора,
Вот ту с серебряной резьбою!

Ночь (закрывает собой дверь):
Нельзя! Не смей! За ней такое…
Там ужас, леденящий душу,
Ты эту дверь не трогай лучше!

Тильтиль:
Хочу я все же посмотреть!

Ночь:
Как бы тебе не пожалеть!

Тильтиль открывает дверь. За дверью – Синие птицы сновидений.

Тильтиль:
Какие сказочные птицы,
Все отливают синевой,
Давай одну возьмем, сестрица,
И поспешим скорей домой!

Берут птицу и уходят.

Кошка:
Эй, Ночь, а что с тобою будет?
Забрать сумели птицу люди!

Ночь:
Они ошиблись! Птица эта
Не вынесет дневного света!

Сцена 3. Лес. Их встречают вода, огонь и молоко.

Чуть-чуть осталось до рассвета,
Мы раздобыли птицу эту!

Митиль:
Тильтиль, смотри, она пропала!
Как будто вовсе не бывало.

Вода:
Вы взяли птицу Сновидений,
Лишь только несколько мгновений
Она выносит свет дневной.

Молоко:
Она вернулась в царство ночи,
Жаль, что вы выбрали не ту,
Что девочка больная хочет.

Огонь:
Поговорим начистоту:
Осталось времени немного,
Вот перед нами есть дорога,
Она все беды обойдёт,
К родному дому приведёт.