MeowKiss Уход За Кошкой Что надо сделать чтобы кошка не гуляла сама по себе

Что надо сделать чтобы кошка не гуляла сама по себе

Спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе»

Кукольный спектакль по сказке Киплинга

продолжительность

1 час 30 минут, 1 антракт

Место проведения

Волшебная лампа

Сущевская, 25, стр. 5

режим работы

Рецензия «Афиши»

Дарья Варденбург

  • отзывов: 564 ­
  • оценок: 421 ­
  • рейтинг: 278 ­

«Волшебная лампа» — один из лучших детских театров. Актеры неленивые, куклы смешные, спектакли интересные, перед началом зрителям дают позвонить в звонок (начало в итоге откладывается минут на пять — позвонить хотят все). Еще в этом театре идет отличный спектакль «Сказки доктора Сьюза», да и прошлая премьера, «Кошкин дом», тоже была неплохая.

В новом спектакле актеры, собравшись вокруг вертящегося стола, разыгрывают сказку Киплинга про кошку, которая умудрилась поселиться с человеком, сохранив свою независимость. Начинается все хорошо — актеры представляют героев, то есть кукол, и куклы эти бодро мычат, лают и ржут. Правда, потом начинается что-то непонятное: герои говорят долго и много, кошка прыгает туда-сюда, а тигр с шакалом из другой сказки хотят съесть человеческого детеныша. Ясно, что тигр с шакалом нужны для конфликта, — киплинговскую неторопливую историю сложно ставить в детском театре. Но конфликта не получается. Получается скука смертная. Видно, придется в третий раз смотреть «Сказки доктора Сьюза».

Лучшие отзывы пользователей

  • отзывов: 8 ­
  • оценок: 8 ­
  • рейтинг: 9 ­

Прекрасный спектакль для детей от 6-ти лет (мое мнение). Ходили большой компанией, думала дети не высидят спокойно ВЕСЬ спектакль. Киплинг все-же не самый простой автор. Но смотрели практическо не отвлекаясь с превеликим удовольствием, впрочем как и мамы-папы. Мы с дочкой давние поклонники театра «Волшебная лампа»! Всем- всем рекомендуем!

Наталья Степина

  • отзывов: 1 ­
  • оценок: 1 ­
  • рейтинг: 2 ­

Уважаемая Дарья!
Прочитала Вашу рецензию на спектакль моей любимой ?Волшебной лампы? и хочу поблагодарить Вас за то, что натолкнули меня на важную тему.
Сначала не хотела я писать Вам. Ну, подумаешь, из-за чего сыр-бор разгорелся? Ну, сходил журналист на детский спектакль, ну так он и написал ? не ходите туда, ребята, скука смертная. Собственно, что о вкусах спорить?
Но потом решила-таки написать. Уж очень я была удручена.
И даже не тем, что пока актеры ?лают и ржут? (цитата из Вашей рецензии), вы еще крепитесь, а как только начинают ?говорить долго и много? — впадаете в ?скуку смертную?: это скорее печаль нашего времени, что народ у нас привычнее к лаянью и ржанью, чем к разговорам. И не тем, что не дали Вы себе труда вслушаться, всмотреться, что и Киплинг мимо Вас прошел ? с его иронией и тридцатью тремя смыслами в каждой фразе. И даже не за театр обидно ? они славой, и зрителем (а теперь даже и вниманием сильным мира сего ? Госпремию ведь получил), слава богу, не обделен, хотя вы как-то очень уж небрежный тон позволили себе по отношению к весьма достойным людям.
Скажу честно, меня покоробила именно безапелляционность ваших выводов, звучащая как приговор. Скука смертная ? и никаких гвоздей! Побойтесь Бога, Дарья, а вдруг кто-нибудь поверит?! А как же извините, диалог с читателем, в лучших традициях российской прессы, где журналист себе никогда не позволял наседать, указывать, как думать, и читателю всегда оставалось поле для собственного мнения, где читателю предлагают УВИДЕТЬ И САМОМУ РАЗОБРАТЬСЯ, уважая его как равного. Или, если хотите, как быть с традициями западной прессы, где журналист вообще считает своим долгом дать читателю объективную и БЕСПРИСТРАСТНУЮ информацию? Эх, Дарья, Дарья, ну чему же Вас в школе учили (как говорилось в моем детстве)?
И ужасно жалко мне стало того ребенка, что не придет в театр, потому что его мама и папа доверились Вам. Детям стоит ходить в Волшебную лампу, честное слово. Там есть ИСКУССТВО. Ведь любое искусство ? это ПОДЛИННОСТЬ. Это когда не врут. Только на таком языке можно разговаривать с детьми, ведь ребенок любую фальшь учует, начнет сопротивляться. Ну не будут дети смотреть скучный, неинтересный, вялый и безжизненный спектакль, а начнут шуметь, шебуршать и вообще звать маму и папу домой.
Я на ?Кошке, Которая гуляла сама по себе? была с шестнадцатью гавриками в возрасте от 7 до 12 лет и никто не жаловался, что ему не понравилось. А вообще мы там почти весь репертуар пересмотрели — и нет ничего что нужно бы отсоветовать смотреть детям и родителям (а также учителям и воспитателям). Я не настаиваю и не упрекаю. Я просто знаю, как трудно найти хорошее место, куда можно сводить маленького ребенка, чтобы он начинал знакомиться с миром театра, куда можно привести детей постарше, которые по разным причинам тоже только начинают. Для многих ?Волшебная лампа? — это очень подходящий выход.
Если не верите ? на следующий спектакль идите с хорошо знакомым Вам ребенком. Пусть он нас рассудит.
С уважением Наталья Степина, руководитель Детского Информационного Агентства ?Я ? человек?

  • отзывов: 6 ­
  • оценок: 6 ­
  • рейтинг: 8 ­

Регулярно ходим в «Волшебную лампу» с дочкой (скоро 6 лет). Очень нравится!
Самое точно определение театру — душевный, куклы замечательные, смешные и добрые, организовано все прекрасно, артисты играют с душой. Важно что спектакли приводят в восторг и детей и взрослых. Когда говорю ребенку что идем в кукольный театр, счастью нет предела, ведь Волшебная лампа это настоящий праздник.

«Кошку которая гуляет сама по себе» смотрели два раза и с радостью пойдем еще если представится возможность. На мой взгляд один из лучших спектаклей театра. Для детей любого возраста. Яркое, очаровательное представление.

Вчера были на «Свет мой зеркальце!», очень понравилось как изображен Пушкин и связь между Болдинской осенью, его любовью к Гончаровой и сказкой о Мертвой царевне. На мой взгляд спектакль для деток постарше — не раньше чем от 6 лет.

  • отзывов: 1 ­
  • оценок: 1 ­
  • рейтинг: 1 ­

Мы с сыном не часто выбираемся в театр. Я стараюсь, чтобы каждый поход стал праздником. Но должен сказать, что редко он получался у нас настолько ярким и запоминающимся, как на спектакле «Кошка, которая гуляла сама по себе». Режиссеру удалось показать детям всю мудрость и глубину этой прекрасной киплинговской сказки. Причем сделано это и без менторской назидательности, и без слюнявого заигрывания с детской аудиторией. Очень понравились куклы. Актеры водят их почти в открытую, не прячась за ширмой, и совершенно непонятно, как при этом получается, что они выглядят абсолютно живыми. После спектакля парень долго рассуждал, кто такие настоящие мужчины и что нужно сделать, чтобы стать таким. А потом весь вечер бегал на четвереньках и изображал тигра Шерхана. Он нам понравился больше всего.
Спасибо за праздник! Обязательно придем к вам еще!

Ксения Китайгородская

  • отзывов: 1 ­
  • оценок: 1 ­

Прекрасно отдохнули с детьми. Нас встретил очень приветливый коллектив театра. Спектакль «Кошка,которая гуляет сама по себе» очень запомнился детям,остались в полном восторге) планируем снова посетить это место с приятной и гармо

Сказка Кошка, которая гуляла сама по себе

Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе» читать:

Слушайте внимательно, милые мои! То, что я расскажу вам, случилось давным-давно, когда человек еще не приручил животных и все они были дикими. Собака была дикая, лошадь была дикая, корова была дикая, овца была дикая, свинья была дикая, и эти дикие животные бродили по сырому дикому лесу. Но самым диким из них был кот. Он гулял один, где ему вздумается, и место для него не имело значения.

Разумеется, и человек тоже был диким, совсем диким. Он даже не пытался усовершенствоваться, пока не встретил женщину, которая ему сказала, что ей вовсе не нравится такая дикая жизнь. Она разыскала хорошую сухую пещеру, где можно было поселиться, чтоб уж не ночевать под открытым небом на куче сырых листьев. Пол пещеры она посыпала чистым песком, устроила очаг и развела на нем огонь. Затем она завесила вход в пещеру сухой конской шкурой хвостом вниз и сказала человеку:

— Вытирай ноги, голубчик, когда входишь. Мы заведем у себя порядок.

В тот день, милые мои, они ели мясо дикой овцы, зажаренное на горячих каменьях и приправленное диким чесноком и диким перцем; дикую утку, фаршированную диким рисом и дикими кореньями; мозговые кости дикого быка; дикие вишни и дикие гранаты. Плотно пообедав, человек лег спать около огня и чувствовал себя счастливым. Женщина еще сидела и расчесывала волосы. Потом она взяла большую плоскую кость от бараньей лопатки и стала ее разглядывать. Подбросив топлива в огонь, она принялась колдовать, и это было первое в мире колдовство.

Все дикие животные вышли из сырого дикого леса и, собравшись в кучку, издали поглядывали на огонь, недоумевая, что это за штука.

Дикая лошадь топнула своим диким копытом и сказала:

— О друзья мои и враги мои! Зачем мужчина и женщина зажгли такой яркий свет в пещере, и не будет ли нам от этого беды?

Дикая собака потянула воздух своим диким носом и, почуяв запах жареной баранины, сказала:

— Пойду-ка я посмотрю. Кажется, там что-то вкусное. Кот, пойдем со мной!

— Нет! — ответил кот. — Я привык гулять один, где мне вздумается, и с тобой не пойду.

— В таком случае нашей дружбе конец, — сказала дикая собака и направилась к пещере.

Не успела она отойти на несколько шагов, как кот подумал:

«Мне ведь все равно, где гулять. Отчего бы мне тоже не пойти посмотреть? А уйду я оттуда, когда мне вздумается».

Он неслышными шагами прокрался вслед за собакой и так притаился, что мог все слышать.

Когда дикая собака добралась до входа в пещеру, то отодвинула мордой сухую конскую шкуру и стала вдыхать чудный запах жареной баранины. Женщина, разглядывавшая баранью лопатку, услышала, как она подошла, и тогда сказала со смехом:

— Ага, вот первый. Что тебе нужно, дикий зверь из дикого леса?

Дикая собака ответила:

— О мой враг и жена моего врага, что это так вкусно пахнет в диком лесу?

Женщина бросила дикой собаке жареную баранью кость и сказала:

— Дикий зверь из дикого леса, возьми и попробуй!

Дикая собака принялась грызть кость, которая оказалась вкуснее всего того, что ей когда-либо приходилось есть.

Покончив с костью, она сказала:

— О мой враг и жена моего врага, дай еще!

— Дикий зверь из дикого леса, помогай моему мужу охотиться днем, а ночью стереги пещеру, тогда я буду давать тебе сколько угодно костей.

— А, вот что! — сказал кот, подслушавший весь разговор. — Умная женщина, спору нет, но я еще умнее.

Дикая собака вползла в пещеру, положила голову на колени женщине и сказала:

— О мой друг и жена моего друга, я обещаю днем помогать твоему мужу на охоте, а ночью стеречь пещеру.

«Ну и глупая же собака!» — сказал про себя кот, услышав такие речи.

Он ушел обратно в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам, но никому ничего не сказал.

Проснувшись, мужчина спросил:

— Что здесь нужно дикой собаке?

— Теперь это уже не дикая собака, а наш лучший друг. Она будет нашим другом всегда, всегда, всегда. Возьми ее с собою, когда пойдешь на охоту.

На следующий день женщина нарезала несколько охапок свежей душистой травы с пойменного луга и высушила ее у огня, так что она благоухала как недавно скошенное сено. Потом она села у входа в пещеру, нарезала ремней из конской шкуры и сплела недоуздок. Все время она смотрела на баранью лопатку и колдовала. Это было второе в мире колдовство.

А в диком лесу все дикие звери недоумевали, что случилось с дикой собакой. Наконец дикая лошадь топнула ногой и сказала:

— Пойду посмотрю, отчего не возвращается дикая собака. Кот, пойдем со мной!

— Нет, — ответил кот. — Я гуляю один, где мне вздумается, и хожу, куда сам захочу. Не пойду я с тобой.

Тем не менее он тихонько прокрался за дикой лошадью и так притаился, чтобы не проронить ни слова.

Когда женщина услыхала топот дикой лошади, которая зацепилась своей длинной гривой, то засмеялась и сказала:

— Вот и второй. Дикий зверь из дикого леса, что тебе нужно?

Дикая лошадь сказала:

— О мой враг и жена моего врага, где дикая собака?

Женщина опять засмеялась и, взглянув на баранью лопатку, сказала:

— Дикий зверь из дикого леса, ты сюда пришел не ради дикой собаки, а ради этой сочной травы.

Дикая лошадь, спотыкаясь и цепляясь своей длинной гривой, призналась:

— Правда твоя. Дай мне травы.

— Дикий зверь из дикого леса, нагни свою дикую голову и надень то, что я тебе приготовила. Тогда ты будешь получать чудную траву три раза в день.

— А! — сказал кот, подслушавший весь разговор. — Умная женщина, спору нет, а я все-таки умнее.

Дикая лошадь нагнула свою дикую голову, и женщина надела на нее плетеный недоуздок. Тяжело переводя дух, дикая лошадь сказала:

— О моя госпожа и жена моего господина! Я буду тебе служить ради этой чудной травы.

— Ага, вот что! — сказал кот, подслушавший весь разговор. — Ну и глупа же лошадь.

Он вернулся назад в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам, но никому ничего не сказал.

Когда мужчина и собака пришли с охоты, то мужчина спросил:

— Что здесь нужно дикой лошади?

— Теперь это уж не дикая лошадь, а наш первый слуга. Она будет перевозить нас с места на место всегда, всегда, всегда! Поезжай на ней верхом, когда отправишься на охоту.

На другой день и дикая корова, задрав вверх свою дикую голову, чтобы не зацепиться своими дикими рогами за дикие деревья, пошла к пещере. За нею отправился кот и спрятался, как и в оба предыдущих раза. Все случилось так, как и раньше. Дикая корова обещала женщине отдавать свое молоко в обмен на чудную траву, а кот вернулся в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам, как бывало и прежде, но никому ничего не сказал.

Когда человек, лошадь и собака возвратились домой с охоты и предложили обычные вопросы, то женщина ответила:

— Теперь это уже не дикая корова, а наша кормилица. Она будет давать нам теплое белое молоко всегда, всегда, всегда! И пока ты будешь ходить на охоту с первым другом и первым слугой, я буду заботиться о ней.

На другой день кот притаился и высматривал, не пройдет ли еще кто-нибудь из диких зверей к пещере, но никто не вышел из сырого дикого леса, и кот один прогуливался в этой стороне. Он увидел, как женщина подоила корову, видел, как горел огонек внутри пещеры, и чуял запах теплого белого молока. Приблизившись, он спросил:

— О мой враг и жена моего врага! Куда девалась дикая корова?

Женщина засмеялась и сказала:

— Дикий зверь из дикого леса, ступай назад, откуда пришел. Я уже заплела волосы и спрятала волшебную баранью лопатку. Нам в пещере больше не нужно ни друзей, ни слуг.

— Я не друг и не слуга. Я кот, который гуляет один, где ему вздумается. Теперь мне вздумалось прийти к вам в пещеру.

— Отчего же ты не пришел в первый вечер с первым другом?

Кот очень рассердился и спросил:

— Разве дикая собака уже что-нибудь наговорила тебе про меня?

Женщина засмеялась и ответила:

— Ты гуляешь один, где тебе вздумается, и место для тебя не имеет значения. Ты нам не друг и не слуга, как ты сам сказал. Ну и ступай, гуляй, где знаешь.

Кот прикинулся огорченным и сказал:

— Неужели я никогда не войду в пещеру? Неужели я никогда не буду греться у огня? Неужели я никогда не буду пить теплого белого молока? Ты очень умная и очень красивая женщина. Ты не должна быть жестокой даже к коту.

— Я знала, что я умна, но не знала, что я красива. Давай заключим договор. Если я когда-нибудь хоть раз тебя похвалю, то ты можешь войти в пещеру.

— А если два раза? — спросил кот.

— Вряд ли это случится, — ответила женщина.

— Но если я два раза тебя похвалю, то ты можешь греться в пещере.

— А если похвалишь три раза? — спросил кот.

— Вряд ли это случится, — ответила женщина. — Но если я три раза тебя похвалю, то ты можешь три раза в день пить теплое белое молоко всегда, всегда, всегда!

Кот выгнул спину и сказал:

— Пусть же шкура, завешивающая вход в пещеру, и очаг в глубине пещеры, и крынки молока на очаге будут свидетелями того, что сказала жена моего врага.

Он ушел обратно в сырой дикий лес, помахивая своим диким хвостом и гуляя по диким тропинкам.

Вечером, когда мужчина, лошадь и собака вернулись с охоты, женщина не рассказала им о своем договоре, так как опасалась, что они его не одобрят.

Кот до тех пор гулял в сыром диком лесу, пока женщина совершенно не забыла про него. Только маленькая летучая мышь, свешивавшаяся головою вниз с потолка пещеры, знала, где скрывается кот. Каждый вечер летучая мышь летала к нему и рассказывала все новости. Однажды летучая мышь сообщила:

— В пещере появился маленький ребенок. Он совсем новенький, розовый, пухленький. И женщина его очень любит.

— Ага! — сказал кот, навострив уши. — А что любит ребенок?

— Он любит все мягкое, пушистое, — ответила летучая мышь. — Он любит, засыпая, держать в ручонках что-нибудь теплое. Он любит, чтоб с ним играли.

— Ага! — сказал кот, навострив уши. — Теперь наступило мое время.

Вечером кот прошел через сырой дикий лес и спрятался около пещеры. На рассвете мужчина с собакой и лошадью отправился на охоту. Женщина была занята стряпней, а ребенок все время кричал и отрывал ее от дела. Женщина попробовала вынести его из пещеры. Она положила его на земле и, чтобы занять его, дала ему горсть камешков. Однако ребенок не унимался.

Тогда кот вышел из засады и стал гладить ребенка по щеке своей бархатной лапкой. Кот терся об его пухлые ножки и щекотал ему шейку хвостом. Ребенок засмеялся. Женщина услышала его смех и улыбнулась. Маленькая летучая мышь, прицепившаяся у входа в пещеру, сказала:

— О моя хозяйка, жена моего хозяина и мать сына моего хозяина! Дикий зверь из дикого леса прекрасно играет с твоим ребенком.

— Спасибо этому дикому зверю, кто бы он ни был, — ответила женщина, не отрываясь от работы. — Я сегодня очень занята, и он мне оказал большую услугу.

В ту же минуту, в ту же секунду, милые мои, хлоп! — конская шкура, повешенная хвостом вниз у входа в пещеру, с шумом упала, так как она была свидетельницей договора между женщиной и котом. Пока женщина поднимала ее, кот успел прошмыгнуть в пещеру.

— Вот и я, враг мой, жена моего врага и мать моего врага! — сказал кот. — Ты меня похвалила, и теперь я могу сидеть в пещере всегда, всегда, всегда! А все же я кот, который гуляет, где ему вздумается.

Женщина очень рассердилась, крепко стиснула губы, взяла свою прялку и села прясть. А ребенок плакал, потому что кот ушел. Мать никак не могла его успокоить. Он барахтался, дрыгал ножками и весь посинел от крика.

— О мой враг, жена моего врага и мать моего врага! — сказал кот. — Возьми пасму своей пряжи, привяжи ее к веретену и потащи по полу. Я покажу тебе колдовство, от которого твой ребенок засмеется так же громко, как теперь плачет.

— Я это сделаю потому, что уж не знаю, как унять ребенка, — сказала женщина, — но тебя-то я, конечно, не поблагодарю.

Она привязала нитку к маленькому глиняному веретену и потащила его по полу, а кот бежал за ним, подбрасывая его лапками, кувыркался, закидывал его на спину, ложился на него, делал вид, что потерял его, и потом опять ловил его, пока ребенок не стал хохотать так же громко, как прежде плакал.

Он пополз за котом и катался с ним по пещере, а когда устал, то задремал, обхватив кота ручонками.

— Теперь, — сказал кот, — я спою ребенку песенку, чтоб он спал часок-другой.

И он стал мурлыкать тихо и громко, громко и тихо, пока ребенок не уснул крепким сном. Женщина, улыбаясь, смотрела на них обоих и наконец сказала:

— Вот так прелесть. Да ты молодец, кот!

В ту же минуту, в ту же секунду, милые мои, пуфф! — дым от очага стал клубиться по пещере, так как он был свидетелем договора между женщиной и котом. Когда дым рассеялся, то оказалось, что кот с удобством расположился у огня.

— Вот и я, враг мой, жена моего врага и мать моего врага! Ты во второй раз похвалила меня. Теперь я могу греться у огня в пещере всегда, всегда, всегда! А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается. Женщина очень-очень рассердилась, распустила волосы, подбросила топлива в огонь, достала широкую кость от бараньей лопатки и стала колдовать, чтобы как-нибудь не похвалить кота в третий раз. Это было колдовство без пения, милые мои, молчаливое колдовство. Мало-помалу в пещере наступила такая тишина, что маленькая мышка решилась выползти из своей норки в углу и пробежать по полу.

— О мой враг, жена моего врага и мать моего врага! Неужели ты своим колдовством вызвала эту мышку? — спросил кот.

— Конечно нет. Ай-ай-ай! — воскликнула женщина, роняя кость и поспешно заплетая косы, чтобы мышь как-нибудь не взбежала по ним.

— А что, если я съем мышь? — сказал кот, внимательно наблюдавший за нею. — Мне от этого не будет вреда?

— Нет, — ответила женщина, заплетая косу. — Ешь скорее. Я тебе буду очень благодарна.

Кот одним прыжком поймал мышь, и женщина сказала:

— Тысячу раз благодарю тебя. Даже наш первый друг не так проворен, чтобы ловить мышей. Вероятно, ты очень умен.

В ту же минуту, в ту же секунду, милые мои, трах! — крынка молока, стоявшая на очаге, раскололась пополам, так как она была свидетельницей договора между женщиной и котом. Когда женщина вскочила со скамейки, на которой сидела, кот уже лакал теплое белое молоко, оставшееся в одном из черепков. — Вот и я, враг мой, жена моего врага и мать моего врага! — сказал кот. — Ты три раза похвалила меня. Теперь я могу три раза в день пить теплое белое молоко всегда, всегда, всегда! А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается.

Женщина засмеялась и поставила перед котом чашку теплого белого молока. При этом она сказала:

— О кот, ты умен, как человек, но все-таки помни, что договор ты заключал только со мной, и я не знаю, как к нему отнесутся мужчина и собака, когда возвратятся домой.

— А мне что за дело? — сказал кот. — Раз я могу сидеть в пещере у огня и трижды в день получать теплое белое молоко, то мне совершенно безразлично, что скажут мужчина или собака.

Вечером, когда мужчина и собака возвратились в пещеру, женщина рассказала им о своем договоре, а кот, сидя у огня, ухмылялся. Мужчина сказал:

— Прекрасно, но он не заключал договора со мною и с другими людьми, которые будут жить после меня.

Затем человек снял свои кожаные сапоги, положил свой каменный топорик, принес полено и секиру (всего пять предметов) и, разместив их в один ряд, сказал:

— Теперь мы заключим с тобою договор. Если ты не будешь ловить мышей в пещере всегда, всегда, всегда, то я буду бросать в тебя эти пять предметов, как только тебя завижу. То же самое будут делать все мужчины после меня.

— Ах! — воскликнула женщина. — Какой умный этот кот, но мой муж все-таки умнее.

Кот осмотрел все пять предметов (они выглядели довольно опасными) и сказал:

— Я буду ловить мышей в пещере всегда, всегда, всегда! А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается.

— Только не тогда, когда я близко, — возразил человек. — Если б ты не сказал последних слов, то я убрал бы эти вещи навсегда, навсегда, навсегда! А теперь я буду бросать в тебя сапоги и топорик (всего три предмета), как только встречусь с тобой. И так будут делать все мужчины после меня.

Затем собака сказала:

— Постой! Ты еще не заключал договора со мною и со всеми собаками, которые будут жить после меня.

Оскалив зубы, она продолжала:

— Если ты не будешь ласков с ребенком, пока я в пещере, всегда, всегда, всегда, то я буду гоняться за тобою и поймаю тебя, а когда поймаю — укушу. И так будут делать все собаки после меня.

— Ах! — воскликнула женщина. — Какой умный этот кот, но собака умнее его.

Кот сосчитал зубы собаки (они выглядели очень острыми) и сказал:

— Я буду ласков с ребенком всегда, всегда, всегда, если он не будет слишком сильно тянуть меня за хвост. А все-таки я кот, который гуляет, где ему вздумается.

— Только не тогда, когда я близко, — возразила собака. — Если б ты не сказал последних слов, то я закрыла бы свою пасть навсегда, навсегда, навсегда, а теперь я буду загонять тебя на дерево, как только встречусь с тобою. И так будут делать все собаки после меня.

Человек бросил в кота свои сапоги и каменный топорик (всего три предмета), и кот выбежал из пещеры, а собака загнала его на дерево.

С того дня и поныне, милые мои, из пяти мужчин трое всегда бросают в кота что попадется под руку и все собаки загоняют его на дерево. Он ловит мышей и ласково обращается с детьми, если они не слишком сильно тянут его за хвост. Но исполнив свои обязанности, в свободное время, особенно когда настают лунные ночи, кот уходит и гуляет один, где ему вздумается. Он лазит по влажным диким деревьям или по влажным диким крышам, а не то отправляется в сырой дикий лес и, помахивая своим диким хвостом, бродит по диким тропинкам.

Кошка, которая гуляет сама по себе

Кошка, которая гуляет сама по себе

Не желая зависеть от мужчин, быть покорной и слабой, женщина стремится к свободе и самостоятельности. Она учится сама принимать решения и отвечать за свои поступки. Борется с жизненными невзгодами и смело идет по пути к задуманной цели. Но и на этом пути ее подстерегают опасности: желая ни в чем не уступать мужчинам, стараясь самостоятельно обеспечивать себя материально, покоряя карьерные вершины, она рискует прожить свою жизнь в одиночестве. Такой женщине уже трудно угождать мужчине, наступая «на горло» своим интересам, она хочет видеть рядом с собой равного партнера, а не «господина», из-за которого надо себя «ломать» и подстраиваться. В то же время слабые и инфантильные подкаблучники ее тоже не привлекают – с ними скучно и неинтересно, они не могут пойти на подвиг ради любимой и поддержать ее в трудную минуту. Поиски «настоящего» мужчины затягиваются, и если он вдруг обнаруживается, то вовсе не стремится связать свою жизнь с такой самостоятельной женщиной – сильным мужчинам нужны мягкие и податливые, вызывающие нежность и пробуждающие желание их защитить. Мужчины, говорящие, что их привлекают женщины-вамп, сексуальные стервы и дикие амазонки, хотят остроты ощущений, игры «кто кого», желая обуздать непокорную, сделать из нее мягкую и податливую, при этом доказав себе, что они сильные и властные.

Какой же надо быть, чтобы понравиться мужчине? Может быть, надо совмещать в себе определенные качества – материальную независимость, самостоятельность с изнеженностью и капризностью (как в сказке «Принцесса на горошине»)? Может быть, но все эти качества – вторичны. Главное – нужно любить себя. Ведь если человек не любит сам себя, то как же его сможет полюбить кто-то другой? Только и тут главное – не переборщить! Вспоминается героиня сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» – Ангорская Кошка. Она из знатного рода, красива, богата, живет в полном достатке:

На дворе – высокий дом.

А на лестнице ковер —

Шитый золотом узор.

Кошка кажется самодостаточной и счастливой, ею любуются, ее жизни завидуют:

Выйдет кошка на прогулку

Да пройдет по переулку —

Смотрят люди не дыша:

До чего же хороша!

В друзьях у Кошки, вроде бы, добропорядочные соседи, а не всякая там «чернь», как ее бедные племянники. Но с кем же она живет? Есть ли рядом с ней возлюбленный? Нет. Она живет одна, и единственный мужчина, который находится рядом с ней, – это дворник Кот Василий, тот, кто помогает ей по хозяйству. Ни мужа, ни жениха. По сути, героиня глубоко одинока. И ей не на кого опереться, когда времена меняются. Все мы помним, что происходит в этой детской сказке – Кошкин дом сгорел, друзья от нее отвернулись, и только преданный слуга не бросает ее. Хотя один из аргументов, почему он не бросает хозяйку, – ему просто некуда идти: «Где теперь мы будем жить? Что я буду сторожить?» После недолгих мытарств в поисках ночлега их принимают в своем полуразрушенном доме бедные племянники. Кошка обретает новую семью и даже «перевоспитывается»:

Уж такая домоседка!

Из ворот выходит редко,

Ловит в погребе мышей,

Дома нянчит малышей.

Она превращается в обычную домохозяйку: воспитывает малышей и занимается домашними делами. Функции отца-кормильца берет на себя Кот Василий:

Поумнел и старый кот.

Он совсем уже не тот.

Днем он ходит на работу,

Темной ночью – на охоту.

И вот перед нами – обычная семья, с естественным распределением обязанностей и разделением сфер деятельности. И никаких капризов и самовольства! Остается любовь – и не только к себе, но и к окружающим. Но рядом с Кошкой так и не оказалось возлюбленного, того единственного и неповторимого. Значит, одной любви все-таки мало? Или должна быть какая-то «другая» любовь?

Стремление к самостоятельной жизни, как «палка о двух концах»: может привести не только к независимой жизни, но и к одиночеству. Конечно, я беру крайние случаи, чтобы проиллюстрировать причины наших несчастий. Человеку, вообще, свойственно уходить в крайности, и на это надо обращать внимание. В любой выбранной позиции есть как положительные, так и отрицательные стороны, и надо отдавать себе в этом отчет. Нельзя принимать во внимание только положительные моменты и подавлять все негативные. Выбирая свой собственный путь, нужно прислушиваться к велению сердца, но выбор этот должен быть осознанным.

В идеале, женщины мечтают встретить партнера, который не перестраивал бы их жизнь на свой лад, а дополнял бы ее, делая богаче и насыщеннее. В этом суть гармоничных отношений – обретение целостности и раскрытие новых потенциалов. Важна не только взаимная симпатия, но и общность интересов, стремление развиваться (желательно в одном направлении), не останавливаясь на достигнутом. Иными словами, в отношениях с партнером взаимная любовь привносит гармонию в жизнь, позволяя чувствам углубляться, превращаясь из любви-симпатии в безусловную любовь. Но это в идеале. В жизни все происходит гораздо прозаичнее, мы слишком зациклены на себе, увлечены собственными проблемами, поглощены своими желаниями, задушены тревогами и страхами. Вот почему в мире так много одиноких людей. Не только женщин, но и мужчин. Правда, по статистике, одиноких женщин все же больше. Казалось бы, у них есть все предпосылки создать семью: красивые, сильные, ответственные, чуткие и заботливые, с адекватной самооценкой, знающие себе «цену», но они так и остаются в одиночестве. Так в каком же «наборе» эти качества должны быть востребованы? Или просто «цена» слишком высока для мужчин?

Когда мы начинаем с досадой говорить о мужчинах, считая, что они «вымирают как класс», надо понимать, почему так происходит. Причина, естественно, кроется в воспитании. Детей в семье, как правило, воспитывает мать, причем как мальчиков, так и девочек. Так повелось испокон веку – муж обеспечивает семью материально, а жена – заботой и лаской. Раньше, много лет назад, когда мы жили «ближе к земле», мальчики помогали отцу в поле и дома, то есть тогда, когда требовалась грубая мужская сила: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». Они перенимали не только житейский опыт, но и мужскую манеру общения, стараясь во всем походить на своих отцов: «Ну, мертвая! – крикнул малюточка басом». Ребенок гордился тем, что может наравне с отцом заниматься важным делом. Как следствие – мальчики быстро взрослели, становясь серьезными и ответственными гораздо раньше, чем их современные сверстники.

Сейчас, в век электроники и компьютерных технологий, мужчинам на рабочем месте не требуется помощь их малолетних детей, и нет нужды брать их с собой в офис. Хозяйством в доме занимается женщина, в помощники, как правило, она привлекает дочь, а мальчик остается предоставленным самому себе. Конечно, стремясь дать ему хорошее образование, родители записывают его в различные кружки и секции, где, как и в школе, преподают, в основном, тоже женщины. Фактически современные мальчики получают женское воспитание, и все чаще можно встретить объявление о том, что в семью для воспитания ребенка требуется няня-мужчина. Как правило, такие объявления размещают женщины, воспитывающие ребенка без отца. Такое вот парадоксальное время. Может быть, и пытаются женщины вырастить из своих сыновей настоящих мужчин, но подходят к этому вопросу как-то по-своему, по-женски. А как впечатляет картина в общественном транспорте, когда мать уступает своему семилетнему ребенку место, чтобы его «не затолкали». Попробуй такого затолкай! Перекормленный, как борец сумо, наглухо укутанный, чтобы ненароком не простудился – его же легче перекатить, чем сдвинуть! Какой же мужчина из него получится? Изнеженный барчук, думающий только о себе и не замечающий окружающих. Как он может кого-то защитить, стать опорой для своей семьи, если он привык, что окружающие заботятся только о нем, и он практически является «центром вселенной»? Такого можно только из рук в руки передавать – из теплых материнских в такие же заботливые руки жены. Иначе сыночку тяжко в жизни придется – завянет, захиреет. Вот такой вот замкнутый круг получается. Женщина, сетуя на то, что «нормальных» мужиков найти невозможно, сама воспитывает из них непонятно кого. И потом, отчаявшись, приговаривая: «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», вовсе отказывается от его поисков. Конечно, я не хочу, да и не могу, утверждать, что всех мальчиков сплошь и рядом плохо воспитывают. Но я говорю о сложившейся тенденции, пытаясь разобраться в проблеме, почему же женщины все чаще и чаще разочаровываются в мужчинах.

Инга, эффектная, ухоженная женщина, имеющая достаточно взрослую дочь, пришла на консультацию, задумавшись о втором ребенке. Она в разводе и, так как дочь недавно переехала к своему молодому человеку, живет одна. Инга успешно выстроила свою карьеру – финансово она не зависит от бывшего мужа, даже алименты на дочь от него никогда не требовала. Сейчас появилась какая-то стабильность, но она, чувствуя достаточно сил и энергии, оказалась, по ее словам, как в вакууме.

«Я не хочу сказать, что живу жизнью одинокой затворницы, – Инга пытается объяснить свою жизненную позицию, – у меня много друзей, да и мужским вниманием я не обделена. Только это все не то! Мне хочется заботиться о ком-то, хочется ощущать тепло и любовь родного человека. Вот я и решила родить еще одного ребенка. Дочка уже взрослая стала, моими заботами тяготится, да и рожала я ее в таком юном возрасте, что толком радость материнства не почувствовала. Постоянно приходилось решать какие-то материальные проблемы, устраивать быт. А сейчас у меня жизнь налажена, и я вполне могу это себе позволить. Мужчина мне для этого совершенно не нужен! Да и какие сейчас мужики-то? Без слез не взглянешь! Насмотрелась я на них – вон у меня в подчинении полно таких – слабых и безвольных. Мне такой в доме не нужен. Я решила родить ребенка для себя – это мой новый «бизнес-проект». А почему бы и нет? Медицина сейчас далеко шагнула, так что хочу воспользоваться методом искусственного оплодотворения. Врачи подберут мне нужную сперму и – готово».

– Инга, если вы все уже решили, зачем вам тогда консультация? – спрашиваю я.

– Хочу быть уверена в правильности своего решения.

– То есть от меня вы ждете одобрения?

Инга на долгое время замолкает. Видно, как задавленные эмоции пытаются вырваться наружу. Наконец, она отвечает:

Конечно, я хочу, чтобы подтвердили мою правоту. Иначе, я не знаю, что мне еще остается делать. Мне 38 лет, я молодая женщина. И я не истукан, я тоже хочу чувствовать! Понимаете, только ребенок любит бескорыстно, просто за то, что ты с ним рядом, за то, что ты его мама. Мужчины не могут дать мне такую любовь.

– Вы никогда не испытывали взаимную любовь с мужчиной? Рано вышли замуж. Тогда, в юности, вы тоже не ощущали бескорыстную любовь? – спрашиваю я.

Девушка прикрыла глаза рукой и тихо произнесла:

Не хочу я больше страдать, ощущать боль в душе. Не хочу!

Инга вдруг расплакалась. Несколько минут назад она фактически «излучала» силу и решительность, а теперь передо мной сидела испуганная, беззащитная девочка.

Ну, надо же! – немного успокоившись, произнесла она. – Я так уверенно себя чувствовала до нашей беседы, особых сомнений не было. А сейчас ощущаю себя какой-то размазней. Я должна подумать. Нужно успокоиться и просто привести мысли в порядок.

Инга достает зеркальце, начинает поправлять макияж.

– Инга, вы все время говорите о том, что вам кто-то должен давать любовь, окружая заботой. А вы сами готовы ее дарить? Вот вы рождение ребенка «бизнес-проектом» назвали, рассчитывая на ЭКО и донорскую сперму. Что вы способны дать ребенку при таком раскладе?

– Я дам ему все самое лучшее – воспитание, образование, он не будет нуждаться материально, – с готовностью откликается Инга. – Я дам ему всю свою любовь, которая только есть во мне.

– А что взамен? Что вы ждете от него взамен?

– Любовь и тепло, на которое способен только ребенок.

– Инга, а если вашему ребенку не захочется дарить это самое тепло или его будет слишком мало для вас? Если ему вдруг станет душно от вашей любви? А со временем он и вовсе захочет «оторваться» от вашей опеки. Что вы тогда станете делать? Пойдете за другим, отставив «неудачный проект» в сторону, и начнете новый?

– С чего вы взяли, что мне будет не доставать любви и тепла? – возмущается Инга.

– Какие у вас отношения с дочкой? Она выросла, переехала от вас. Вы чувствуете ее любовь?

Инга вновь надолго замолкает.

Это какой-то заколдованный круг! – произносит она наконец. – Я в замешательстве. Мысли путаются, мне нужно время, чтобы все это понять и разобраться в себе, как-то много проблемных вопросов навалилось.

Она уходит, договорившись о следующей встрече.

После консультации я размышляла о том, как часто женщины, разочаровавшиеся в мужчинах, не получающие от них любви и заботы, с особым рвением переключаются на детей. Ребенок становится их единственным смыслом жизни, отдушиной. В момент их взросления процесс «перерезания пуповины» проходит мучительно. Довольно часто мать в такой период чувствует себя покинутой и опустошенной и не желает отпускать от себя повзрослевшее дитя.

Это происходит потому, что к ребенку начинают относиться не как к свободной личности, а как к своей собственности. Но нельзя владеть человеком, превращая его в вещь, пусть и в любимую, но игрушку. Нельзя использовать ребенка для заполнения душевной пустоты, для залечивания сердечных ран. Материнство – это не просто призвание, это искусство, которое надо постигать, чтобы не исковеркать жизнь ребенку. Это ответственный шаг, делать который надо осознанно. И уж, тем более, к рождению ребенка нельзя относиться как «бизнес-проекту». В противном случае рождается и воспитывается не свободная личность, а некий биоробот, «тамагочи» – игрушка для взрослых. Если вы действительно чувствуете в себе достаточно сил и энергии, может быть, на работе стоит заняться новым бизнес-проектом? А с одиночеством бороться другими способами?

Не следует «закапывать» свои чувства и эмоции, постарайтесь в них разобраться, в противном случае они могут вырваться наружу в самый неподходящий для вас момент. Вам не удастся их игнорировать, замуровывая в глубинах подсознания, они «вернутся» в виде различных психосоматических заболеваний, нанося вред всему организму. Если вам недостает любви и нежности, прежде всего, честно признайтесь себе в этом. Не следует подавлять подобные чувства и, тем более, заменять их суррогатом, иначе вы рискуете так никогда и не испытать их по-настоящему.

Инга боится впустить в свое сердце настоящие чувства, потому что они могут ранить, а она «не хочет больше страдать». С другой стороны, она мучается от недостатка душевного тепла и заботы, от нестерпимого желания любить и быть любимой. Чтобы не было больно, она наглухо закрылась от всех тех чувств, которые способны «разбередить» раны. Но если ты закрываешься от боли, то закрываешься от всего, и от любви в том числе. Твоя душа плотно закрыта, и в таком состоянии невозможно «фильтровать» появляющиеся чувства: пропускать только позитивные и отметать негативные. В таком положении мы можем только играть в любовь, примеряя на себя привычные безопасные роли. Постепенно мы привыкаем жить в постоянном притворстве, стараясь заглушать прорывающуюся тоску все новыми и новыми суррогатами, и нам начинает казаться, что это и есть настоящая жизнь. Мы выстроили вокруг себя безопасный мир. Находясь в подобном искаженном пространстве, мы лишаем себя возможности ощущать и жить полноценной жизнью. Мы попадаем в зависимость своих вечных тревог, боясь выйти за пределы своего узкого мирка, упускаем свое счастье. А ведь единственное, что нам нужно – выбросить из головы все шаблонные умозаключения, отбросить страх и открыть сердце, впустив в свою жизнь любовь.

Визуализация «Мой путь»

Сядьте поудобнее. Прикройте глаза и постарайтесь расслабиться. Некоторое время последите за своим дыханием. Постепенно ваше дыхание становится ровным и спокойным. Ваше тело погружается в тепло и негу. Мысли замедляют свой ход, они становятся подобны легким облакам на небе, спокойно проплывают и не тревожат вас. Вам легко и комфортно.

Постепенно облака рассеиваются, и вы оказываетесь на развилке дорог. Словно в сказке, на перепутье лежит волшебный камень, предлагающий на выбор различные направления пути. Подойдите поближе, прочтите, что написано на камне. Какое из предложенных направлений вам хочется выбрать, по какой дороге пойти? Прежде чем отправиться в путь, оглянитесь на местность, которая вас окружает. Что вы видите? Какое время года сейчас? Какое время суток?

Итак, вы готовы идти в путь. Во что вы одеты, рассмотрите подробнее вещи, которые надеты на вас. Вы можете взять с собой несколько необходимых вещей. Что вам пригодится в путешествии? Куда вы положите выбранные вещи: в сумку, рюкзак, котомку или в кошелек, а может быть, вам понадобится чемодан? Возьмите то, что вам удобно.

Вы идете по дороге все дальше и дальше. Какую дорогу вы выбрали: широкую или узкую, прямую или извилистую, проселочную, шоссейную или это лесная тропинка? Что вас окружает, какие пейзажи? Вы продолжаете идти, рассматривая открывающиеся перед вами картины. В каком темпе вы идете? Что ощущаете, путешествуя подобным образом?

Навстречу вам идет путник, присмотритесь, кто это – мужчина или женщина? Путник подходит ближе, и вы приветствуете друг друга. Вы встретили не обычного путешественника, вы встретили волшебника, который может исполнить одно ваше желание. Взамен вам нужно отдать одну свою вещь, которую вы взяли с собой в дорогу. Что вам хочется подарить волшебнику?… Вы прощаетесь, и каждый идет дальше своей дорогой. Что-нибудь изменилось после этой встречи? Посмотрите, дорога и окружающие ландшафты остались прежними?

Вскоре вы доходите до еще одной развилки и вновь видите перед собой волшебный камень. Теперь вы можете выбрать одно из двух направлений: по одной дороге вы можете так же, как и раньше, продолжать свой путь в одиночку, а по второй – вы можете позвать с собой того, кого пожелаете. Какое направление вы выберете, с кем продолжите свой путь? Вместе или в одиночку?

Вновь вы идете вперед по дороге. Что изменилось? Какие ощущения вы испытываете? Комфортно ли вам? Изменился ли темп движения? Вглядитесь вперед. Что вам видится впереди?… Куда, в конце концов, привела вас дорога. Что это за место? Вам здесь нравится? Какие эмоции у вас появляются? Вы можете побыть здесь некоторое время…

А теперь вам пора возвращаться. Оглянитесь вокруг. Посмотрите, недалеко от вас течет ручей с прохладной и чистой водой. Подойдите к нему поближе. Вы можете умыться и выпить ключевой воды. С каждым глотком вы ощущаете прилив сил и энергии. Вы чувствуете себя отдохнувшим.

Постепенно картинка «размывается» и исчезает, вы возвращаетесь в свою комнату, туда, откуда начиналось ваше путешествие. Сидя на стуле, постепенно откройте глаза. Не делая резких движений, можете потянуться. Визуализация окончена.

Это упражнение примечательно не только тем, что помогает расслабиться и ощутить прилив сил и энергии, но и тем, что оно помогает понять многие важные для вас вопросы: какой путь в жизни вы выбираете – прямой или окольный, есть ли препятствия на вашем пути, не ищете ли вы сами трудности, мешающие вам продвигаться к вашей цели; что берете с собой в дорогу, не тащите ли ненужный и обременительный груз?

Жизнь благосклонна к идущему и готова помогать и исполнять ваши желания, но чем вы готовы поступиться взамен? Необходима ли жертва или это всего лишь ложные представления о том, что, получая желаемое, нужно сначала пройти через какие-то трудности и страдания?

Очень важен темп, в котором вы идете по дороге, и меняется ли он после встречи с волшебником, а также после прохождения второй развилки. На тренинге одна девушка сообщила, что в начале она практически бежала по дороге, как будто бы боялась куда-то не успеть, но как только появилась возможность «разделить» с кем-то свое путешествие – темп изменился. Она продолжила свой путь с любимым человеком, и идти они стали гораздо спокойнее – ощущение, что она может куда-то опоздать, пропало.

Важно обратить внимание и на то, с кем вы продолжаете свой путь. Готовы ли вы идти с кем-то вместе или так и будете идти в одиночку? У любого состояния есть свои преимущества и недостатки, и одиночество в данном случае не исключение. Если вы сознательно выбираете путь одинокого странника – это ваше право. Многим просто необходимо уединение (пусть даже время от времени), ощущение неприкосновенности личного пространства, возможность разобраться в себе, в собственной жизни. Как сказал Шопенгауэр: «В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле». Как правило, такое состояние не может длиться вечно, и тогда, после периода «самозаточения», нередко появляется желание «выйти в люди». Жизнь начинает сверкать разными красками, даря все новые и новые ощущения. Но бывает и по-другому, когда мы сталкиваемся с вынужденным одиночеством: «На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси» (Б. Пастернак, «Гамлет»). Такое состояние пугает и тяготит. В эти моменты появляется острое желание заполнить образовавшуюся пустоту чем или кем угодно. Человек начинает посещать шумные компании, посиделки с друзьями. Музыка, шум, веселье – только бы не ощущать эту щемящую пустоту!