MeowKiss Бурманская Кошка Индийская сказка о собаке кошке и обезьяне презентация

Индийская сказка о собаке кошке и обезьяне презентация

Индийская сказка о собаке кошке и обезьяне презентация

Об обезьяне (Сказки и басни Индии и Эфиопии)

Обезьяна, тигр и царевна (Индийская сказка)

Жил однажды Царь, и было у него семь сыновей. И вот решил он, что должны сыновья его непременно жениться на семи сестрах. Послал он брахмана искать царя, отца семи дочерей. Брахман поездил по разным странам и нашел царя с семью дочерьми. Этот царь согласился выдать своих дочерей за братьев-царевичей. Когда настало время ехать женихам за невестами, младший царевич сказал отцу: «Если мы все поедем, кто присмотрит за домом и за царством? Позволь мне остаться. Братья привезут мою невесту». Отец охотно согласился, и шестеро старших царевичей уехали, а младший остался дома.

Справили свадьбы и понесли семерых царевен на носилках, а шестеро царевичей сопровождали их. Ночью остановились у озера, но никто не знал, что лес кругом озера кишит тиграми. Когда стемнело, пришли тигры, окружили стоянку кольцом и сказали, что съедят всех, если им не выдадут одну из царевен. Ни один из царевичей не захотел отдать свою жену, и порешили отдать тиграм седьмую царевну. Так и сделали.

Вернулись домой царевичи, младший встретил их и удивился, когда увидел только шесть носилок. Он тотчас спросил, где его невеста. Все молчали. Наконец один старик рассказал ему, как было дело. Царевич рассердился на братьев и тотчас отправился искать Царевну. Повстречались ему на пути Крыса и Шакал и сказали: «Возьми нас с собой». Царевич согласился, и они пошли втроем, и так шли до ночи, пока не устали и не легли отдохнуть. Царевич тотчас заснул, а Шакал сказал Крысе: «Я голоден, чего бы нам поесть? Знаешь что, ты съешь платье Царевича, а я съем его лошадь».

Так они и сделали и убежали. Царевич, когда проснулся, увидел, что он один в лесу, без одежды и без коня.

Тут вдруг с дерева спустилась Обезьяна и спросила Царевича, что с ним. Царевич ответил: «Я уже рассказал о своих бедах двум животным, а они меня обманули. Не хочу быть обманутым в третий раз». На это Обезьяна ответила: «Крыса — крыса, а Шакал — шакал, но ведь я Обезьяна (Индийцы считают обезьяну священным животным.). Пойдем со мной, и я тебе помогу». Пошли они на базар. Обезьяна дала Царевичу денег, и он купил себе платье. Затем он купил оружие и коня, поджарого и быстрого. Сели они верхом на этого коня и поехали в лес. Здесь они нашли в пещере Царевну. Она была связана, и ее охраняла слепая Тигрица. Тигрица держала в зубах две веревки: одной была связана Царевна, а другая была петлей накинута на шею одного из тигров, охотившегося неподалеку, — так чтобы Тигрица в случае опасности могла вернуть этого Тигра.

Обезьяна потихоньку подкралась к Царевне и шепнула ей, чтобы она постаралась освободиться, а сама стала убирать пещеру, чтобы слепая Тигрица думала, что это убирает Царевна и потому шевелит веревкой. Так Царевне удалось освободиться от пут, и Царевич увез ее. Когда Обезьяна решила, что они достаточно далеко отъехали, она перестала убирать пещеру, отшлепала Тигрицу и убежала.

Тигрица тотчас дернула за веревку, и Тигр прибежал. Увидел он, что Царевны нет, разъярился, избил Тигрицу и кинулся в погоню за беглецами. По дороге он увидел, что сидит человек и готовит погребальный костер. А это была Обезьяна — она обернулась человеком. «Ты что здесь делаешь?» — зарычал Тигр. «Готовлю погребальный костер. Бедную старую Тигрицу убил ее сын Тигр, и ее будут хоронить», — ответила Обезьяна. Стало Тигру жаль..Тигрицу, и он вернулся в пещеру — посмотреть, вправду ли она умерла. Прибежал и видит: она жива. Еще пуще рассердился Тигр, не сдержался, опять побил Тигрицу и кинулся в погоню за Царевной. А она тем временем уже успела уехать далеко. Опять увидел Тигр по дороге погребальный костер и человека у костра. «Это что?» — спросил он. «Старую Тигрицу избили: не выживет она, надо ей готовить костер», — услышал он в ответ. Стало Тигру жалко матери-Тигрицы, и он вернулся.

А беглецы успели уже добраться до царства Царевича. Обезьяна догнала их и зажила с ними. Но она скоро соскучилась по вольному житью в лесу и стала просить Царевича отпустить ее. Однако он ни за что не соглашался. Тут Обезьяна пустилась на хитрость: притворилась мертвой, чтобы ее снесли в лес и там сожгли.

Горько плакали о своей любимой Обезьяне Царевич и Царевна и наконец отправились в лес, чтобы сжечь ее. Как дошли до леса, Обезьяна вскочила, влезла на дерево и сидит. Стала Царевна умолять ее вернуться. Но Обезьяна ни за что не соглашалась. Наконец порешили на том, что Обезьяна вернется домой, но, как только она захочет уйти в лес и жить там, ее отпустят. И вот зажили они счастливо, а когда Обезьяне становилось скучно во дворце, она на время уходила в лес (66, стр. 85).

О собаке, кошке и обезьяне (Индийская басня)

У одного человека жили Собака и Кошка. Однажды он положил в стенную нишу каравай, а сам ушел куда-то по делам. Кошке захотелось поесть хлеба, она вскочила на полку в нише и нечаянно уронила каравай. На шум прибежала Собака, а Кошка спрыгнула на пол, и началась тут между ними ссора — стали они друг у дружки хлеб отнимать. А по каменной ограде двора пробиралась Обезьяна. Услышала шум, остановилась и спросила: «О чем у вас спор идет?» Собака ответила: «Наш хозяин оставил каравай в стенной нише, а эта вот негодная Кошка забралась туда, столкнула хлеб на пол и хочет одна все съесть. Но я этого не допущу!» А Кошка сказала: «Я сталкивала, сталкивала каравай с полки — из сил выбилась! Не дам я хлеба этой негодной Собаке».

Обезьяна выслушала их и сказала: «Отойдите-ка от каравая, я вас помирю!» Собака и Кошка послушались, а Обезьяна спрыгнула с ограды и вытащила из дома весы. Потом уселась поближе к караваю и сказала: «Не надо ссориться! Я разделю каравай между вами поровну!»

Собака и Кошка согласились. Тогда Обезьяна разломила каравай на две части — большую и маленькую, положила их на чашки весов и подняла весы. Чашка с большим куском опустилась, чашка с маленьким поднялась. Надо было их уравнять, и Обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. Отщипнет и в рот положит. И так она все отщипывала да ела, пока чашка с этим куском не поднялась — второй кусок перетянул.

Тогда она стала понемножку отщипывать от второго — оторвет крошку и в рот положит. И до тех пор все отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чашка весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. Обезьяна взяла его, показала Собаке и Кошке и говорит: «Стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! Чтобы никому не было обидно, я сама его съем».

И вот Обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. А Собака и Кошка остались ни с чем (67, стр. 123).

Обезьяна и гиппопотам (Эфиопская сказка)

Как-то подружились Обезьяна и Гиппопотам. Уселась Обезьяна на корточках на берегу озера, Гиппопотам же подплыл к берегу. Долго они беседовали и рассказывали друг другу о своей жизни — на земле и в озере. Потом Гиппопотам предложил Обезьяне: «Пойдем, я покажу тебе свои владения!»- «Что ты! Я же утону в озере. Как я смогу увидеть твои владения?» — удивилась Обезьяна. «Не бойся! Я повезу тебя на спине», — сказал Гиппопотам.

Обезьяна согласилась, и он, посадив ее себе на спину, поплыл по озеру. Но, проплыв немного, Гиппопотам стал погружаться в воду. «Что ты делаешь? Что ты делаешь? Я утону!» — закричала Обезьяна. И Гиппопотам ответил ей: «Я взял тебя потому, что у меня заболела жена. Врач сказал мне, что если она съест сердце Обезьяны, то выздоровеет. Вот я и хочу взять тебя к себе, чтобы вытащить у тебя сердце». — «Но я же оставила свое сердце там, на земле! Сейчас его нет со мной. Если ты отпустишь меня, я принесу тебе его», — ответила Обезьяна.

Тогда Гиппопотам подвез Обезьяну к берегу и, высадив ее, сказал: «Иди и принеси мне свое сердце!» — «Хорошо, принесу»,- пообещала Обезьяна и, мигом взобравшись на соседнее дерево, повисла на нем, вовсе не думая возвращаться. «Что же ты не идешь? Разве у тебя нет сердца?» — удивился Гиппопотам. «Сердце-то у меня есть, а вот ума нет. Иначе я не стала бы водить дружбу с Гиппопотамом», — ответила ему Обезьяна (64, стр. 84).

Писец и обезьяна (Эфиопская басня)

В одной стране жил дебтера, который был писцом. Однажды, когда он писал, одна Мартышка наблюдала за ним. Когда, утомившись, он пошел отдыхать, оставив па столе рукопись и чернильницу, Мартышка подошла и стала писать, подражая ему. Так она испортила весь пергамент, испачкав его чернилами. Вернувшись, писец страшно разгневался и решил убить ее за это. Наточив нож, он в присутствии Мартышки провел лезвием ножа по шее, делая вид, что режет шею, потом снова поточил нож и, оставив его на том же месте, ушел. Верная своим привычкам, Мартышка взяла нож и, подражая движениям писца, порезала себе шею. Когда писец возвратился, он нашел ее мертвой (64, стр. 207).

Индийские сказки о собаке кошке и обезьяне

Тогда гусь сказал ему в стихах:

— Нет, здесь ты не останешься, — говорит. — Тут мой дом!

— Ваше величество! — доложил ворон. — Это явился ваш завтрак! Извольте его скушать!

— В этом году ты опоздала, вот и потеряла право на эту ветку. Кроме того, ты забияка. Я не могу оставить тебя в живых.

– Погляди-ка! Я нашел кошель с деньгами!

– А у меня красивей, чем у вас обеих! – сказала третья.

– Скажи, если кто-нибудь вздумает повредить другому, постигнет ли его за это кара?

– Не закричала бы куропатка, не досталась бы соколу!

17 августа 2018 г.

Столкнула Кошка с полки каравай хлеба, чтобы полакомиться. Собака, всегда находящаяся на чеку, краже воспрепятствовала. На шум нешуточной ссоры примчалась Обезьян и предложила рассудить спор.

14 августа 2018 г.

14 августа 2018 г.

В древности были выделены самые характерные черты обезьяны: «Она скачет и крутится как вихрь, Она прячется и уворачивается, как будто она в густом лесу, Она осторожна и проворна, Она без страха встречает опасности и трудности, Она рвет персики в небесном саду как будто это обычное дело, Она быстро отражает удары, сама наносит их, подлавливает противника и побеждает». Посмотрите на обезьяну, как она меняет уровни, прыгая с ветки на ветку, с дерева на землю и опять вверх на дерево. Как она стремиться подражать человеку, вставая на задние лапы, желая видимо приблизиться к нам. Индийские сказания гласят об этом:

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ ОБЕЗЬЯНЫ.

СКАЗКА О СОБАКЕ, КОШКЕ И ОБЕЗЬЯНЕ.

У одного человека жили собака и кошка. Однажды он положил в стенную нишу каравай, а сам ушел куда-то по делам. Кошке захотелось поесть хлеба, она вскочила на полку к нише, и нечаянно уронила каравай. На шум прибежала собака, а кошка спрыгнула на пол, и началась тут меж-ду ними ссора – стали они друг у дружки хлеб отнимать. А по каменной ограде двора пробиралась обезьяна. Услышала шум, остановилась и спросила: — О чем у вас спор идет? Собака ответила: — Наш хозяин оставил каравай в стенной нише, а эта вот негодная кошка забралась туда, столкнула хлеб на пол и хочет одна съесть. Но я этого не допущу! А кошка сказала: — Я сталкивала – сталкивала каравай с полки – из сил выбилась. Не дам я хлеба этой негодной собаке! Обезьяна выслушала их и сказала: — Отойдите-ка от каравая, я вас помирю! Собака и кошка послушались, и обезьяна спрыгнула с ограды и вытащила из дома весы. Потом уселась поближе к каравая и сказала: — Не надо ссориться! Я разделю каравая между вами поровну! Собака и кошка согласились. Тогда обезьяна разломила каравай на две части – большую и маленькую, положила их на чаши весов и подняла весы. Чаша с большим куском опустилась, чаша с маленьким поднялась. Надо было их уровнять, и обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. Отщипнет и в рот положит. И так она все отщипывала да ела, пока чаша с этим куском не поднялась – второй кусок перетянул. Тогда она стала понемножку отщипывать от второго куска – оторвет крошку и в рот положит. И до тех пор все отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чаша весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. Обезьяна взяла его, показала собаке и кошке и говорит: — Стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! Чтобы никому не было обидно, я сама его съем. И вот обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. А собака и кошка остались ни при чем.

И… что это? Осы принялись яростно жалить обезьянок в головы, в уши, в спины, в шеи… Не помня себя от боли, обезьянки бросились бежать, но осы не отставали.

— Быстрей! — кричали ему вслед обезьянки.

— Слушай, кот, что ты здесь делаешь?

Подошли к коту обезьянки и спрашивают его:

Постановка и решение учебной задачи.

Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»

Личностные: понимать чувства других людей и сопереживать им.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; познавательные – выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

— Как вы понимаете значение слова «бродячие»?

(Квадратики прикрепляются на доску в виде коврика)

— жёлтый, есть вопросы, на которые ты хотел бы поискать и найти ответ.

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

– Давайте проверим ( выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране) Слайд 3.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

– Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказки по способу их создания и по содержанию. Результаты оформите в виде кластера.

Уж прозвенел звонок. Поговорить о сказке Все в класс приглашены.

Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»

Словарная работа Стенная ниша.

Презентация позволяет сформировать у школьников наглядно — образные представления о выращивании, переработке и использовании льна. Данный материал окажет существенную помощь учителю, так как в отс.

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма.

Открытый урок по литературному чтению на тему

Урок литературного чтения

Тема: Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба».

систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории);

учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;

продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

развивать устную речь детей.

познакомить учащихся с индийской народной сказкой «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыбка»;

воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Ход: 1. Организационный момент.

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали, и будем читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня:

вспомнить (все самое главное)

применить (свои знания)

проявить (себя с самой лучшей стороны)

2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

— Вспомните тему очередного занятия клуба «Ключ и заря». («Постигаем секреты сравнения»)

-Что же мы сравниваем? (Сказки разных народов мира)

— Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию. ( Задание даётся каждой паре составить кластер).

— Вспомним признаки сказок..

— Посмотрите на экран. Сказку, какого народа мы будем сегодня читать?

3. Работа по теме урока

а) — Откройте учебник на стр. 78 и прочитайте название сказки.

— Найдите в тексте слова, требующие обращение к толковому словарю. ( Ниша, каравай)

б) Чтение сказки

— Предположите, что дальше будет делать обезьяна?

— Откуда вы это знаете? (встречали похожие сюжеты)

— В каких сказках?

в) — Давайте выясним, чем похожи три сказки и в чём отличие?

«Как барсук и куница судились»

«О собаке, кошке и обезьяне»

(Упражнение на релаксацию и внимание.)

– Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседайте, если нельзяраспрямитесь и сделайте хлопок над головой.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

5. Продолжение работы над сказкой.

а) — Посмотрите на карте, где находятся Венгрия, Индия, Корея. Как вы думаете, почему у народов, которые живут далеко друг от друга одинаковые сказки?

— Послушайте, как это объясняют члены клуба. ( стр. 79)

— Как вы понимаете значение слова «бродячие»?

6.Работа со сказкой «Золота я рыба»

«Коврик настроений» (Каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратиков:

— зелёный, ты всё понял, тебе всё удалось, всё понравилось

— жёлтый, есть вопросы, на которые ты хотел бы поискать и найти ответ

-красный, тебе было трудно.

(Квадратики прикрепляются на доску в виде коврика)

8. Подведение итогов урока

Какую тему мы изучаем?

С какими произведениями познакомились?

Чему научили вас эти сказки?

9. Домашнее задание: (сделать рисунок понравившейся вам сказки)

Разработка содержит цели, задачи урока литературного чтения в з классе по УМК «Перспективная начальная школа», а так же подробный конспект урока, со схемами и различными заданиями.

  • систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории);
  • учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;
  • продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
  • развивать устную речь детей.
  • познакомить учащихся с индийской народной сказкой «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыбка»;
  • воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Ильина Ирина Анатольевна
  • 2648
  • 12.01.2015

Номер материала: 289526

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 12.01.2015
  • 2220
  • 12.01.2015
  • 1223
  • 12.01.2015
  • 969
  • 12.01.2015
  • 668
  • 12.01.2015
  • 1080
  • 12.01.2015
  • 8726
  • 12.01.2015
  • 512

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Индийская сказка о собаке кошке и обезьяне презентация

Среди большого леса струились тихие воды священной реки индийцев — Ганга. Широкие листья бананов склонялись над прозрачной глубиной. На поверхности реки покачивались цветущие лотосы. На берегу Ганга в полном уединении жил старик-отшельник, который целыми днями молился и размышлял. Чтобы спасаться от непогоды, холодных рос и ветров, он выстроил себе небольшую хижину из стройных бамбуков. Люди редко навещали его, зато к нему постоянно прибегала маленькая серая, совсем ручная мышь. Он бросал зверьку крошки риса, плодов и орехов, которыми питался, и так привык к нему, что даже стал понимать мышиный писк.
Однажды вечером, когда он лежал на своей постели из банановых листьев, к нему подбежала мышь, кивнула своей маленькой головкой, встала на задние лапки, передние протянула и жалобно пропищала:
— Ты не обижаешь меня, бедного зверька, ты кормишь и ласкаешь жалкую мышь, исполни же ее просьбу.
— Говори смелее. Если я смогу исполнить твое желание, я сделаю это, — сказал отшельник.
— Видишь ли, святой господин, — продолжала мышь, — когда тебя нет в хижине, сюда часто прокрадывается большой кот и грозит мне. Я боюсь, что в конце концов ему удастся схватить и съесть меня. Мне кажется, ты все можешь сделать, сделай же меня кошкой, тогда я не буду бояться этих врагов моей породы.
Отшельник согласился исполнить просьбу маленького зверька. Он помолился тому божеству, которому служил, сходил к Гангу, зачерпнул воды из священной реки и окропил ею мышь, говоря:
— Великий Бог, преврати ее в кошку.
Через мгновение вместо серой мышки перед ним сидела большая пушистая кошка дымчатого цвета с зелеными блестящими глазами. Весело взглянув на старика, кошка изогнула спину дугой и выскочила из хижины.
Прошло несколько дней. Отшельник продолжал молиться, и все было по-прежнему, только вместо маленькой мыши в уголке его хижины копошилась большая серая кошка.
Как-то он спросил ее:
— Нравится ли тебе быть кошкой?
— Ах, нет, — ответила она.
— Неужели? Тебя все еще обижают другие кошки? Или ты забываешь о своей силе и продолжаешь бояться их, как боялась, когда была бессильной мышкой?
— Нет-нет. Что такое кошки! Без тебя здесь бывает громадная собака, она рычит, скалит зубы и лает так, что я от ужаса дрожу. Не можешь ли ты сделать меня собакой? Не откажи помочь мне.
— Пожалуй, — сказал отшельник, — будь собакой!
Он опять бросил на нее несколько капель священной воды, помолился, и вскоре перед ним очутилась большая собака, радостно махавшая хвостом.
Время шло, собака иногда заходила в хижину отшельника, иногда убегала в лес на несколько дней и охотилась там за дикими кроликами. Казалось, ей было очень хорошо жить. Тем не менее она однажды пришла к отшельнику и сказала ему:
— Собакой быть не очень весело, так как мне мало той пищи, которую я получаю от тебя, и той, которую дает мне охота. Вот обезьяны счастливы. Они живут в ветвях, целый день прыгают по деревьям, срывают чудные сочные плоды, едят их вдоволь и, кажется, никогда не скучают. Сделай меня обезьяной, господин мой.
Отшельник согласился и исполнил желание собаки.
Но вскоре у обезьяны появилась новая мечта: ей показалось, что жизнь кабанов приятнее жизни обезьян, и она попросила превратить ее в кабана.
Однако бывшая мышь пробыла кабаном всего несколько дней. Однажды в лесу появились охотники на громадном слоне, и кабану пришлось что было сил спасаться от них. Он прибежал к отшельнику и стал просить старика превратить его в слона.
Отшельнику не очень понравилась затея кабана, однако он исполнил его желание, и вскоре новый слон исчез в чаще леса. Недолго он пробыл на воле. В заросли пришли охотники, ловившие слонов для раджи. Они быстро поймали его и отвели во дворец.
Слона обучили ходить под седлом, и раджа стал кататься на нем вместе со своей женой. Во время этих прогулок слон слышал, как раджа забавлял свою красавицу жену, рассказывал ей всевозможные интересные истории, исполнял все ее прихоти и желания.
— Чего хочет мой благоуханный лотос, моя пестрая райская птичка? — спрашивал ее раджа.
— Мне хочется иметь то драгоценное ожерелье, которое я видела в лавочке Джеми, — отвечала красавица.
И раджа приказывал погонщику направить слона к городскому рынку, где под навесом сидел старый Джеми и продавал жемчужные украшения, сверкающие бриллианты и рубины, красные, как кровь.
На другой день красавица придумывала что-нибудь новое, и раджа беспрекословно исполнял ее желание.
Все это слышал слон, и ему до смерти захотелось сделаться женой раджи. Однажды, когда его и других слонов вывели пастись близ ручья, он вдруг, точно обезумев, стал размахивать страшным хоботом и так быстро помчался, что погонщики не могли ни остановить его, ни догнать.
Через лесные чащи, ломая на своем пути кусты и опрокидывая молодые деревца, мчался слон к хижине отшельника. Завидев мудрого старика, он опустился перед ним на колени и закричал:
— Добрый, добрый отшельник, великодушный старец! Нет никого счастливее жены раджи. Сделай меня женой раджи!
— Но это невозможно, — сказал старик, — я могу только превратить тебя в молодую красивую девушку.
— Хорошо, хорошо, сделай меня хоть красавицей, — простонал слон.
Повторив все то, что он делал раньше, старик превратил слона в красивую молодую девушку и, положив руки на ее очаровательную головку, прибавил:
— Бывшая мышка, ты стала человеком и теперь должна жить как разумный, хороший человек. Знай же, что я смогу помогать тебе, пока ты останешься правдивой и доброй. Великий Бог, которому я служу, запретил мне иметь дело с существами низкими и злыми.
— Благодарю тебя, отец мой, — сказала девушка и низко поклонилась ему.
Через несколько минут в лесу послышались шум, топот лошадиных копыт и звуки охотничьей трубы, а еще через короткое время из чащи показался высокий красивый молодой человек в блестящем платье, с белым тюрбаном на голове, украшенным пряжкой из драгоценных камней и тонкими перьями хохолка цапли.
— Это раджа, — прошептала молодая девушка. — Ведь я хорошо знала его и его жену, когда была слоном.
Раджа заблудился и, подъехав к старику, попросил его помочь ему выбраться из леса. Молодая красавица предложила проводить раджу до опушки. По дороге он сказал, что охотно женился бы на ней, если бы она была знатного происхождения.
— Это не должно смущать тебя, — ответила красавица. — Я царского рода, и мое имя царевна Мак. Народ, которым правил мой отец, взбунтовался, мои родители бежали, но были убиты, из всей нашей семьи в живых осталась только я одна. Благочестивый отшельник принял меня к себе, приютил и воспитал как дочь.
Раджа поверил всему, что говорила ему ложная царевна Мак. Он изгнал из княжества свою прежнюю красавицу жену и женился на бывшей мышке.
Мак была счастлива, ее смущала только одна мысль. «Вдруг, — думалось ей, — старый отшельник расскажет моему мужу, что я была прежде мышью».
Это так беспокоило новую жену раджи, что она перестала быть веселой, никогда не смеялась, не пела, не танцевала. Раджа постоянно спрашивал Мак о причине ее печали, но молодая женщина молчала и только утирала слезы.
Однажды, когда они при свете серебряной луны прогуливались по плоской крыше великолепного дворца, молодой человек опять спросил красавицу Мак:
— Скажи мне наконец, что же тебя печалит? Всякое твое желание я исполню, моя дорогая жемчужина, мой ясный рубин.
— Я не могу быть счастлива, пока жив на свете человек, который готов сделать мне жестокое зло.
— Кто же ненавидит мой царский алмаз, мой блестящий солнечный луч? — спросил раджа, и в его черных глазах промелькнуло выражение злобы.
— Тот отшельник, у которого я жила, — ответила красавица. — Не сердись на меня за то, что я не сказала тебе тогда всей правды. Он ненавидел отца моего и мать, он ненавидит меня и хочет моей смерти. Прикажи его казнить. Я не могу быть счастлива, пока он будет жив.
Раджа очень удивился и уже хотел сказать, что он исполнит даже это желание любимой жены, но вдруг вскрикнул: красавица исчезла, и перед ним была крошечная серая мышь.
Он раздавил ее ногой и сбросил с крыши в сад. В ту же минуту он услышал чей-то голос, который позвал его:
— Раджа, раджа.
Раджа обернулся. Позади него, весь облитый серебряным лунным светом, стоял отшельник, и его старое лицо было величаво, как у пророка.
— Не горюй об этой обманщице, — сказал старик. — Под ее прекрасной наружностью крылось злое сердце и лживый ум. Великий Бог наказал ее, снова придав ей ее первоначальный образ. Закопай мышь там, куда она упала. Над нею вырастет растение с огненно-красным ярким цветком. Когда его лепестки опадут, образуется плод, полный семян. Из этого плода люди станут приготовлять странный и чудесный напиток — опий. Для многих он послужит лекарством, но тот, кто будет курить его слишком часто или пить, подвергнется жестокому наказанию. В него вселятся все те качества, которыми отличалась твоя жена, раджа, бывшая мышью, кошкой, собакой, обезьяной, кабаном и наконец слоном. Он будет коварен и неверен, как кошка, ворчлив, как собака, способен кривляться, как обезьяна, любить грязь, как кабан, воображая, что он могуч и силен, как слон. Наконец он вдруг очнется бессильным, жалким и трусливым, как та мышь, которую ты убил.

Индийская народная сказка в картинках Павлов А.